Спам вопреки всему: новые поправки к закону «О рекламе» не мешают незаконной смс-рассылке


Спам продолжает сыпаться на мобильные телефоны несмотря ни на что. С 1 мая этого года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», которые должны были значительно ограничить незаконную смс-рассылку. Однако этого не произошло. По мнению юристов, принятые законодателем меры явно недостаточны для того, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию со спамом в стране.

мобильная связьНедавно за распространением спама был замечен Многофункциональный региональный центр финансового обслуживания. Его сотрудники заявили, что в их программе произошел сбой и «она перепутала цифры». По их мнению, это и стало причиной того, что сообщения с их коммерческим предложением приходят на телефоны людям, совсем в них не нуждающимся и на их рассылку не подписанным. Правда, через несколько минут сотрудники фирмы попросили назвать номер телефона, чтобы «на всякий случай удалить его из базы».

По мнению юристов, данной компании не удастся избежать административной ответственности, если получатель спама пожалуется на них в соответствующие надзорные ведомства. Например, в прокуратуру или в Федеральную антимонопольную службу.

«В данном случае применяется принцип «ответственность без вины», который распространяется на юридические лица. Этот принцип не распространяется только случае действия обстоятельств непреодолимой силы. Но здесь форс-мажора нет, поэтому если получатель спама обратится в надзорные органы, например, в ФАС, данной компании не избежать административной ответственности в виде штрафа, предписания или предупреждения», — считает заместитель генерального директора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.

Стоит отметить, что с 1 мая этого года вступили в силу поправки в закон «О связи», регулирующий рынок оказания контентных услуг мобильным абонентам. Контентные услуги связи — это возможность получать на свой телефон, смартфон или планшет справочную, развлекательную и иную информацию, а также участвовать в голосованиях, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях. Представители ОАО «Мегафон» пояснили, что теперь для получения таких услуг абонент должен будет завести свой личный контентный счет. Это и должно стать ограничением для спамеров.

«Контентный счет позволяет лучше контролировать свои расходы. У абонента может быть два счета на одном номере телефона: основной и контентный. На данный момент подключение контентного счета возможно по письменному заявлению, а в ближайшем будущем и через дистанционные каналы. Такое разделение полезно клиентам. Часто дети отправляют смс-сообщения на платные номера. Если на контентном счете не будет средств, то сделать этого они не смогут. Кроме того, список всех недобросовестных контент-проектов регулярно нами обновляется и доносится до клиентов», — пояснили в компании «Мегафон».

По мнению Дмитрия Земерова, новый закон не убережет абонентов от спама и большой роли в борьбе с ним не сыграет, так как вариантов осуществить рассылку своей информации для спамеров все равно остается масса. Юрист обратил свое внимание, что Россия наряду с США является самым крупным источником спама в мире, досаждая таким образом не только своим гражданам, но и жителям других государств.

Эксперты считают, что законы, призванные защищать потребителей от спама, на данный момент не решают основной проблемы. Дело в том, что операторы сотовой связи до сих пор не имеют права фильтровать смс-рассылку, и если спам приходит не с зарегистрированного абонентского номера, а с компьютера, оператор сотовой связи не имеет права заблокировать его.

Стоит отметить, что, по данным международной антивирусной компании ESET, мобильный спам регулярно получают 76% россиян. Из них 65% когда-либо жаловались на регулярные смс-рассылки.

Директор центра защиты прав потребителей Андрей Артемьев напоминает, что со спамом можно и нужно бороться. Для этого необходимо выяснить у оператора сотовой связи, каким образом телефон стал известен фирме-спамеру. Если оператор признает, что смс-сообщение рассылается с официально зарегистрированного номера, то следует писать жалобу в прокуратуру о том, что фирма незаконно использует его персональные данные. Также чтобы избавиться от незаконной рассылки, можно обратиться с заявлением в антимонопольную службу.

В заключение стоит отметить, что, по мнению экспертов, спам не является эффективной рекламой. Скорее, наоборот, он дискредитирует фирму в глазах абонента, на номер которого она осуществляет рассылку. Тем не менее многие организации, которые занимаются предоставлением услуг населению, вероятно, считают этот способ информирования действенным. По мнению юристов, спам будет «сыпаться» в мобильные телефоны граждан до тех пор, пока законодатель не предпримет кардинальных мер в этом направлении.



Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus