КОЛОНКА РЕДАКТОРА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БРЕНДЫ – ЭТО И ЕСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАРТИОТИЗМ

Алексей Корягин



Алексей Корягин,
главный редактор сетевого издания «Права потребителя»,
председатель Объединения потребителей России



Второй год подряд, по приглашению Правительства Ростовской области, в октябре я участвовал в работе форума «Защита прав потребителей в Ростовской области». Это днем, а вечером, как потребитель дегустировал молочную продукцию ростовских производителей, просто покупая ее в городских магазинах и, одновременно, как «заинтересованное лицо» интересовался мнением покупателей о местных продуктах. Наши оценки совпадали – ростовская продукция, говоря простым языком, хорошая и вкусная.

Изучением общественного мнения о лояльности потребителей к различной продукции я занимаюсь регулярно во время командировок в различные регионы нашей страны. Все больше появляется качественных российских продуктов, и, что объективно и приятно – наш покупатель делает свой выбор в пользу отечественного производителя. Работать мы умеем, это очевидно.

Конечно, популярный местный продукт есть далеко не везде, но сейчас я говорю об общей тенденции к лучшему отечественному качеству. И наблюдение в этой связи следующее – где региональная власть реально и, главное, системно и длительно, поддерживает местного производителя, там есть и результат – популярные у людей наши продукты. В первую очередь, это происходит в тех субъектах, где продолжительное время ведется целенаправленная региональная политика в интересах всех добросовестных участников потребительского рынка – и предпринимателей и потребителей.

И еще существенный момент – результат там, где такая работа имеет видимые итоги, выраженные в региональных брендах и конкурсах качества, программах поддержки малого и среднего бизнеса, грантах для некоммерческих организаций, профессиональных форумами, других публичных и символизирующих мероприятиях.

Всегда откровенно утверждаю – не только не стоит опасаться проявления «местного экономического патриотизма», но и нужно пропагандировать такие локальные формы поддержки и развития, в первую очередь, малого и среднего бизнеса.

Конкуренция имеет несколько уровней, в том числе и межрегиональный, поэтому «региональные бренды», «региональные торговые марки» - одновременно - часть плана такой конкурентной борьбы, способ продвижения продукции, форма стимулирования предпринимателей, и – самое важное – существенный критерий при выборе продукции потребителем. В целом, стратегия создания и продвижения «своего бренда» - это и есть экономический патриотизм, проявления которого нам не хватаем для победы над импортозависимостью.

Конечно, принципиальное значение имеет сам процесс присвоения такого регионального бренда, степень достоверности оценки качества продукции (правда, со времени потребитель и сам разберется, но речь идет о «чистоте эксперимента»).

В Ростовской области такая система добровольной сертификации «Сделано на Дону», на мой взгляд, выстроена практически оптимально, она разработана специалистами, сертифицирована, ее объективность не вызывает сомнений. Единственное, что я бы здесь добавил, рекомендовал бы включить в состав Совета по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» представителей общественных объединений, защищающих права и интересы потребителей, которые в Совете пока не участвуют. В целом же, можно не сомневаться, что покупая продукцию со знаком «Сделано на Дону», делаешь правильный выбор.

В этой связи важно следующее. Такие региональные проекты под патронажем органов власти выполняют роль и «санации» потребительской сферы от разных сомнительных, якобы независимых, экспертов. Специалистам в сфере потребительского рынка хорошо известно, что в стране существует большое количество коммертизированных, так называемых, потребительских и предпринимательских конкурсов и премий, победу в которых присуждают за финансовые взносы. (В отношении одной такой «премии» Объединение потребителей России сейчас начало процедуру общественного расследования; кроме того, что организаторы премия раздавали свои «награды» закоренелым нарушителям прав потребителей, они еще незаконно использовали в рекламе символику нашего Движения).

Обладателями и лауреатами таких лжеобщественных наград чаще становятся недобросовестные бизнесмены, и, в результате, потребители вводятся в заблуждение о качестве их продукции и услугах. Поэтому проведение под эгидой региональных органов власти и с участием общественных организаций конкурсов производителей и качества продукции, присвоение им статуса региональных брендов и местных торговых марок – наиболее объективная оценка результатов предпринимательской деятельности, на фоне чего меркнут лжеэксперты.

Вернусь на примере Ростовской области к комплексному и системному подходу по продвижению продукции местных производителей. В Ростовской области знак «Сделано на Дону», как говорится, работает, потому, что в течение многих лет осуществляется целая региональная стратегия потребительского рынка. Элементами такой стратегии стали, в том числе, сама система добровольной сертификации продукции «Сделано на Дону», целевая программа «Защита прав потребителей в Ростовской области», региональный потребительский форум, тематические конкурсы журналистов, работа с органами местного самоуправления, грантовая поддержка общественных организаций и другие целенаправленные и взаимодополняющие мероприятия.

Характерно, что эффективность такой региональной потребительской стратегии Правительства Ростовской области имеет и точное рейтинговое подтверждение. В частности, уже в течение шести лет (с периодичностью один раз в два года) Объединение потребителей России составляет свой рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей органами государственной власти.

Методика и объективность нашего рейтинга признана экспертным сообществом, и его данные неоднократно цитировались в официальных документах различных уровней. Все шесть лет в этом рейтинге мы фиксируем настойчивое продвижение Ростовской области в его верхние строчки. Так, Ростовская область занимала следующие рейтинговые места: 2010 год – 19-ое место, 2012 год – 12-ое место, 2014 год – 3-е место.

Другой факт – только что опубликованные итоги оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2013 году. В этом уже правительственном рейтинге Ростовская область заняла 18 место, сделав рывок с прошлогоднего - 48-го. В слагаемых такого результата есть и успехи в области малого предпринимательства. Интересно отметить, что такая позиция Ростовской области практически совпала с местом, которое она заняла еще в одном общественном исследовании, проведенном в этом году участниками федерального проекта «Знак качества» - рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню социальной защищенности, здесь Ростовская область на 14 месте.

Различные локальные формы подтверждения качества продукции – бренды, сертификация, конкурсы и другие – это по-прежнему востребованные маркетинговые инструменты, применение которых, особенно с учетом активизации политики импортозамещения, несомненно, будет расширяться. Их использование подтверждает общую тенденцию региональной власти к усилению регулированию потребительского рынка и защиты потребителей на уровне субъектов Российской Федерации, что особенно очевидно и необходимо на фоне слабой эффективности от деятельности Роспотребнадзора.

Одновременно, региональные конкурсы – это своего рода «отборочные туры» для общероссийских соревнований. Подтверждение этому – регулярные победы ростовских производителей на выставке «Золотая осень» в Москве.

Поэтому я надеюсь, что предприниматели Ростовской области будут выдвинуты и для участия в ежегодном конкурсе отечественных производителей «Звезда качества России», учрежденном в рамках проекта «Знак качества», ведь многие из них проверку добровольной сертификацией «Сделано на Дону» они уже успешно прошли.

О ПРОЕКТЕ "ЗНАК КАЧЕСТВА" УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ:

Проект "Знак качества"






Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus