Недремлющее око

Роспотребнадзор защитит жителей Ленинградской области от произвола банков

Сергей Горбанев


Из интервью Сергея Горбанева, руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, агентству Леноблинформ.

- Как Вы оцениваете ситуацию на рынке финансовых услуг в Ленобласти? Можно ли гражданину обратиться в Управление, если он считает, что его права нарушаются банком или коллекторами, и каков механизм такого обращения?

- Начиная с 2007 года Управление последовательно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, в том числе проверки соблюдения кредитными организациями требований законодательства о защите прав потребителей.

В 2013-2014 годах проведено 12 проверок (плановых и внеплановых по жалобам потребителей) в отношении таких кредитных организаций как ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк», ОАО «Рускобанк», ЗАО «Русславбанк», ОАО «Банк Пурпе», ЗАО «ВТБ 24», Сберегательный Банк России ОАО, ООО «ЛЕНОБЛБАНК», ОАО Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ", ОАО «БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, осуществляющих свою финансовую деятельность на территории Ленинградской области.

При проведении проверок особое внимание уделялось вопросам своевременного предоставления потребителям необходимой и достоверной информации об исполнителе и услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, в том числе о платежах заемщика, связанных с заключением и исполнением кредитного договора, входящих в полную стоимость кредита, о сумме подлежащей выплате потребителем, также проводился правовой анализ договоров, заключенных с потребителями на предмет включения в договор условий, ущемляющих права потребителей. По результатам проверок привлечено к административной ответственности 17 юридических и должностных лиц.

В пользу правовой позиции Управления говорит судебная практика, связанная с результатами обжалования в арбитражных судах постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных Управлением в отношении юридических лиц кредитных организаций.

В 2013-2014 годах из 17 вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц, 16 обжалованы в суде. 100% принятых судебных решений подтвердили правовую позицию Управления по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и 100% обжалованных судебных решений подтверждены судами апелляционной инстанции.

Информация о результатах контрольно-надзорной деятельности, а также решения судов по обжалованию кредитными организациями постановлений об административных правонарушениях регулярно размещаются на сайте Управления.

В целях реализации общенационального проекта «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации» Управлением проводятся различные информационно­-просветительские мероприятия, направленные на максимальное освещение данного вопроса и на повышение уровня правовой и финансовой грамотности потребителей Ленинградской области, в том числе совместно с общественными потребительскими организациями.

Управлением заключены соглашения о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей с Ассоциацией банков Северо-Запада и Санкт-Петербургским региональным отделением Общероссийской общественной организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз», на основании которых проводятся совместные совещания, «круглые столы», рабочие встречи, обмен информацией.

Потребители Ленинградской области могут обращаться в Управление, как в письменной форме, так и устно по телефону «горячей линии» 8 (812) 448-04-00.

При этом обращаем внимание, что привлечение кредитных организаций к административной ответственности возможно лишь в течение года со дня заключения договора с Банком, а срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года.

Кроме того, потребитель в любое время в досудебном порядке может обратиться в

Банк со своими требованиями о реструктуризации долга, о возврате незаконно удержанной комиссии и др.

В случае отказа в удовлетворении требований потребителя в претензионном порядке (как правило, требования носят имущественный характер), спор может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии п.2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 3. ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Помощь в составлении искового заявления можно получить в консультационных пунктах филиалов ФБУЗ «ЦГиЭ в Ленинградской области», территориальных отделах Управления, общественных организациях потребителей, в том числе Санкт-Петербургском региональном отделении Общероссийской общественной организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз» по адресу: 197161, г. СПб, 6-ая Красноармейская, д.9, тел. 8-921-587-73-80, председатель - Гутниченко Дмитрий Владимирович.

В соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Управление может быть привлечено судом или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Что касается деятельности коллекторских агентств, Управление рекомендует потребителям, по отношению к которым коллекторы использовали незаконные методы взыскания долгов, незамедлительно обращаться в полицию, прокуратуру либо в суд для пресечения таких действий.

предостережениеРОСПОТРЕБНАДЗОР по Ленобласти сообщает:
В области защиты прав потребителей наибольшее количество обращений по вопросам:
- розничной торговли продовольственными товарами – 639 (19,6% от общего числа обращений);
- о предоставлении жилищно-коммунальных услуг - 538 (16,5%);
- банковской деятельности - 101 (3,1%).
В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по вопросам:
- об условиях проживании в жилых помещениях - 389 (11,9% от общего числа обращений);
-о питьевой воде и питьевом водоснабжении населения - 265 (8,1%);
- о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления - 151 (4,6%).

Леноблинформ


Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus