Россияне стали чаще требовать экспертизы продовольственных товаров

Ассортимент продуктов питания на российских прилавках не меняется, а претензий к качеству товаров становится все больше, говорят в Роспотребнадзоре. В этом году количество жалоб потребителей выросло на 30 процентов, сообщила Главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова.

estafeta_6.jpg

По ее мнению, дело тут, скорее, не в том, что мясной фарш или кусок сыра плохо пахнут, а что у населения быстро идет "эволюция потребительского сознания".

Легко ли проверить качество продуктов и что на самом деле волнует покупателей? Мы обратились к независимым лабораториям, которые проводят испытания продуктов и продовольственного сырья для определения их качества и безопасности. Выяснилось, что работы у них за последнее время прибавилось. К независимым экспертам чаще обращаются не простые граждане, а производители, рассказывает начальник испытательной лаборатории пищевых продуктов сырья и материалов ФБУ "Тест-Санкт-Петербург" Людмила Серажутдинова. Они приходят к экспертам, чтобы получить декларации и сертификаты. "Жалоб много и от населения. Люди стали разбираться, что едят: читают этикетки, беспокоятся, нет ли в составе чего-то вредного", - говорит она.

Примерно половина обращений связана не с реально плохим качеством, а с повышенными запросами населения, соглашается председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

"Роспотребнадзор проверяет сотую долю процента тех товаров, которые ежедневно выкладывают на прилавки. В прошлом году надзорная служба забраковала примерно десятую часть той мясной продукции, которую проверяла. Если перевести это в федеральные масштабы, то убыток получается приличный", - сетует эксперт. Выходит, что на плечи производителей и населения ложится обязанность самим определять, что не так сегодня с запахом, цветом и вкусом продуктов питания.

Да, люди могут сами обратиться в региональные государственные лаборатории, которые проведут бесплатную экспертизу товара. Но на это уйдет немало времени, иногда несколько недель. Сделать это быстрее можно у независимых специалистов.

Но и здесь тоже свои особенности. Например, купил человек упаковку молока, открыл, стал готовить кашу и на полпути понял, что качество совсем не то - даже не сомнительное, а откровенно плохое. "И вот приходит он к нам, говорит: проверьте, - рассказывает Людмила Серажутдинова. - Но мы же не можем такое проверять. А вдруг туда уже что-то подмешали?"

Много обращений о некачественных БАДах, говорит специалист: "Тут у нас позиция вообще другая. Люди! Не используйте их, там засилье некачественной продукции очевидно".

Могут ли сами россияне бороться с плохими товарами? В Союзе потребителей России говорят, что нет, потому что главная причина, по которой в наш холодильник иногда попадает плохая рыба и даже водка, - это то, что ретейлеры добиваются у поставщиков как можно более низких цен. Получить их можно двумя способами: использовать дешевое сырье и упрощенные технологии производства. В принципе, за рубежом проблема аналогичная, но там большую роль играет репутация, поясняет Петр Шелищ. Если завод поймают на недоброкачественной продукции, он себя просто загубит.

У нас пока это не срабатывает. А с каждым куском сомнительной колбасы в лабораторию не набегаешься, да и не везде проверку делают бесплатно. Иногда счет доходит до нескольких тысяч рублей. И поэтому Петр Шелищ советует: "Людям, которым важно здоровье, проще выбрать продукты в проверенном магазине, чем тратиться на независимую экспертизу. В такие лаборатории идут, когда что-то не так с машиной, шубой или плитой".

Есть еще один момент, который волнует покупателей и заставляет их волноваться о качестве продуктов. Это ограничения на импорт продовольствия из стран ЕС. Но тут эксперты "РГ" единодушны: хуже не стало. Продукты по-прежнему на хорошем уровне, а учитывая, что многие позиции пришлось замещать силами отечественных компаний, мы даже вышли в плюс, авторитетно заключает Людмила Серажутдинова.

Люди стали разбираться в том, что едят: читают этикетки, беспокоятся, нет ли в товаре чего-то вредного

Остается, пожалуй, главное, чего стоит добиваться, но не гражданам, а государству. Это сделать обязательной к применению мировую систему ХАССП (эффективная методика обеспечения безопасности пищевых продуктов), говорит Петр Шелищ. И поясняет: она позволяет обеспечить безопасность продуктов на всех стадиях производства. "Тогда и жалобы в Роспотребнадзор сойдут на нет. У нас пока принято два ГОСТа по такой системе, но оба они носят рекомендательный характер, так как требуют больших финансовых затрат для внедрения", - говорит эксперт "РГ".

ХАССП (или как ее еще называют Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки - Hazard Analysis and Critical Control Points) будет стимулировать ретейлеров оценивать своих поставщиков не только по цене на услуги и сырье, но и по соответствию качеству. И, конечно, добавляет Шелищ, без внезапных проверок как старых, так и новых предприятий - никуда.

Александра Воздвиженская, Российская газета



Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus