Когда договор дороже денег

Тюменские известия, Людмила Запрудина, 3-07-2013

Жилищно-коммунальные услуги — одна из самых болезненных тем в обществе. Недовольства и недоумений у граждан много, конфликтные ситуации возникают тут и там, но далеко не всегда они разрешаются в пользу потребителей.

Когда договор дороже денег

Карикатура Бориса Демина

Как законодательство защищает права потребителей жилищно-коммунальных услуг? Распространяется ли на эту сферу Закон о защите прав потребителей? На эту тему мы беседуем с главным государственным жилищным инспектором Тюменской области Ларисой БОРОВИЦКОЙ.

— Лариса Фёдоровна, количество жалоб на услуги ЖКХ, можно сказать, растёт не по дням, а по часам. Во всяком случае, судя по обращениям в редакцию. А как часто обращаются к вам в инспекцию с жалобами на жилищно-коммунальную сферу?

— Действительно, число обращений по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг растёт. Могу привести цифры. Например, в 2011 году в Госжилинспекцию поступило около двух тысяч жалоб, а за 5 месяцев этого года почти в два раза больше — 3700. Прошёл еще месяц, и это число перевалило за четыре тысячи.

— На что чаще жалуются?

— В основном на содержание домов: плохо моют подъезды, не вовремя вывозят мусор, давно не делали ремонт и так далее. В последнее время много жалоб по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это связано с введением платы за содержание мест общего пользования. Могу обрадовать граждан: с 1 июня вступили в действие изменения в Постановление Правительства РФ № 354. Теперь не будет взиматься плата за водоотведение в местах общего пользования. По-другому будет браться плата за водопотребление — в зависимости от того, сколько квартир в доме оснащено индивидуальными счетчиками. Соответствующие нормативы потребления по водоснабжению на общедомовые нужды утверждены департаментом тарифной и ценовой политики области, которые также вступили в силу с 1 июня.

— Распространяется ли на сферу жилищно-коммунальных услуг Закон о защите прав потребителей? В каких случаях Госжилинспекция может помочь гражданам?

— Закон о защите прав потребителей действует в этой сфере лишь частично. Приоритет — за жилищным законодательством, в первую очередь за положениями Жилищного кодекса. Но если услуга ненадлежащего качества, тут вступают в действие статьи Закона о защите прав потребителей. Например, ситуация с мусором. Если урны завалены мусором, то это наша компетенция, а если контейнерные площадки не чистят, не устраивает расположение контейнеров, то проверить на соответствие санитарным нормам — функция Роспотребнадзора.

— Есть жалобы на работу ТРИЦ. Могут выставить за одно и то же три разных счета. До руководства не достучаться, не дозвониться. Кто вправе решать такие моменты, куда обращаться гражданам?

— ТРИЦ — платёжный агент. Его обязанность — лишь обеспечить начисления по размеру платежей. Если возникают вопросы по суммам начислений, следует в первую очередь обращаться в свою управляющую организацию. Выдаёт предписания по порядку начисления Госжилинспекция, а Роспотребнадзор и департамент тарифной и ценовой политики области привлекают к ответственности за нарушение порядка ценообразования.

— Приходилось ли вам защищать интересы потребителей в суде?

— У инспекции есть право представлять интересы потребителя, когда речь идёт о признании недействительным договора с управляющей организацией, о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников в определенных законом случаях.

— Кстати, именно такие спорные ситуации возникают всё чаще. Закон утверждает, что право определять способ управления домом и выбирать управляющую организацию принадлежит только собственникам жилья. Но на деле сменить управляющую компанию не так просто. Там, где граждане проявляют инициативу, УК из последних сил цепляется за объект, и её силой не спихнешь. Дело доходит до судов, примеры есть и в Тюмени, и в Тобольске. Но суды почему-то не всегда выносят решение в пользу инициативных жильцов. Обязана ли муниципальная власть помогать в таких спорных случаях, чтобы решить вопрос без суда? Чем может помочь Госжилинспекция в подобных ситуациях? Кто вообще обязан помочь гражданам при смене УК?

— Замечу, что это новая волна обращений. К сожалению, конфликты между собственниками и управляющими организациями возникают довольно часто. Как их решать? С одной стороны, Жилищный кодекс трактует однозначно: право выбора управляющей компании принадлежит только собственникам помещений в многоквартирном доме. Но на практике, действительно, не так просто переизбрать УК, возникает масса всяческих нюансов по поводу того, можно ли расторгнуть договор в одностороннем порядке. Однако есть постановление президиума Высшего арбитражного суда от 22.11.2011 № 7677/11, где эта норма — переизбрание управляющей организации — трактуется более широко. Там сказано, что в любом случае собственники могут отказаться от услуг своей УК, независимо от того, надлежаще или нет она выполняет свои обязательства, и выбрать другую. Стандарты управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года. Оно вступило в силу в конце мая. Там предусмотрена процедура передачи документации на дом в случае переизбрания управляющей компании. В случае расторжения договора прежняя УК должна в течение пяти рабочих дней передать документы, решение общего собрания следует направить в жилищную инспекцию. Но действие этого документа распространяется только на случаи, наступившие после 30 мая. Знаю, что в проекте — дополнения в законодательство об установлении ответственности за несвоевременную передачу документации. Это было бы хорошим подспорьем для людей. Зачем доводить дело до суда?

— И всё же какой совет вы дадите собственникам жилья, чтобы они могли отстоять свои права без суда?

— Самое главное — внимательно подходить к составлению договора управления. В нём надо чётко зафиксировать все нюансы: как будут оказываться услуги, в каком объёме, кто будет проверять выполнение? Например, люди жалуются на плохую уборку подъезда. Но что это значит? Вот и надо в договоре указать, сколько раз в неделю, по каким дням будет мыться подъезд, а когда просто подметаться. Указать, кто будет проверять уборку. Если жильцы считают, что уборщик недобросовестный, значит, надо составлять акт, расписываться за приём работы и так далее. А то к нам приходят с жалобой, мы идём проверять, но ничего не обнаруживаем. Ведь проверить мы можем только документацию, а не слова.

Жилищный кодекс трактует однозначно: право выбора управляющей компании принадлежит только собственникам помещений в многоквартирном доме. Но на практике, действительно, не так просто переизбрать УК.


Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus