Дополнительное сервисное обслуживания: а нужен ли сертификат потребителю

отдел информации интернет-портала "Права потребителя", 15-08-2013

В большинстве магазинов, занимающихся продажей бытовой техники и электроники, потребители при покупке товара приобретают по рекомендации продавцов сертификаты дополнительного сервисного обслуживания. Однако не всегда условия таких сертификатов соответствует нормам закона РФ «О защите прав потребителей».

certifikat.jpg
коллаж: Виктория Алешина, интернет-портал "Права потребителя"




Как рассказали в пресс-службе управления Роспотребнадзора РФ по Тюменской области, в большинстве магазинов, занимающихся продажей бытовой техники и электроники, потребители при покупке товара приобретают по рекомендации продавцов сертификаты дополнительного сервисного обслуживания. Однако не всегда условия таких сертификатов соответствует нормам закона РФ «О защите прав потребителей».

Встречаются случаи, когда в соответствии с сертификатом дополнительного сервисного обслуживания его владелец имеет право на консультации, профилактику, диагностику, чистку и ремонт в течение 2-3 (на усмотрение магазина) лет со дня выдачи сертификата, то есть со дня покупки товара. Между тем, ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом. Другими словами, срок действия сертификата в отношении ремонта или замены товара должен начинаться после истечения гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем. В противном случае речь идет о возмездном сервисе, в то время как бесплатный сервис гарантирован производителем. Впрочем, такие случаи встречаются все реже, многие магазины выдают сертификаты сроком действия с момента окончания гарантийного периода на товар. Тем не менее, на сроки предоставления услуг по сертификату стоит обратить внимание.

К тому же, предлагаемые в рамках сертификата услуги должны быть исключительными, не оказываемыми изготовителем в рамках гарантийного срока. Потребитель имеет право на безвозмездное устранение недостатков при их обнаружении в течение гарантийного срока, на безвозмездную замену товара и безвозмездную доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограмм для ремонта, замены и (или) возврата. Сертификат, который ограничивается этими услугами, не устанавливая дополнительных, подменяет бесплатные гарантийные обязательства, установленные изготовителем товара и действующим законодательством.

Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Другими словами, покупатель может отказаться от услуги дополнительного сервисного обслуживания. А продавец в свою очередь обязан вернуть денежные средства, полученные за сертификат за вычетом понесенных им расходов, связанных с исполнением услуг в рамках дополнительного сервисного обслуживания. В противном случае потребитель имеет все основания обратиться в суд с исковым заявлением. При этом Роспотребнадзор не вправе обязать  предприятие торговли к удовлетворению материальных требований потребителей (такие полномочия ему не представлены), но в рамках тех же полномочий может вступить в процесс для дачи заключения по делу в соответствии со ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.40 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Но самое главное, что должен помнить покупатель, магазину запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). То есть потребитель, согласно ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе отказаться от оплаты сертификата дополнительного сервисного обслуживания, а если он оплачен, потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Перед покупкой сертификата дополнительного сервисного обслуживания потребителям настоятельно рекомендуется учитывать все вышеизложенное и внимательно читать условия предоставления услуг по сертификату.




Добавить в закладки
ВОПРОС ЮРИСТУ
Юридическая консультация онлайн
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ
Объединение потребителей России в ФейсбукОбъединение потребителей России нв канале ЯндексДзенГруппа ОПР в ФейсбукеОбъединение потребителей России в ВКонтакте

 
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика


Система Orphus