Роспотребнадзор не допустит нарушений потребительских прав граждан-заемщиков, пострадавших от наводнения

Виктория Алешина, интернет ресурс "Права потребителя", 23-08-2013

RPH.JPGРоспотребнадзор сообщает, что в связи с появившейся информацией о фактах предъявления со стороны отдельных кредитных организаций требований о погашении задолженности и/или уплате штрафных санкций по неисполненным обязательствам к гражданам, пострадавшим в результате подтоплений территорий в Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровском крае и других регионах, которые в качестве заемщиков заключили кредитные договоры с банками, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека берет эту ситуацию на особый контроль.

По мнению ведомства господина Онищенко,  такого рода требования по отношению к людям, объективно нуждающимся, в первую очередь, в моральной и материальной поддержке являются свидетельством явного злоупотребления правом со стороны кредиторов, поскольку согласно положениям пункта 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации «обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает». Роспотребнадзор считает очевидным, что сложившаяся TASS_424122-pic452-452x452-24986.jpgситуация, приведшая к последствиям, обернувшимся для тысячи людей потерей имущества, обладает всеми признаками наступления такого форс-мажорного обстоятельства.

По мнению Роспотребнадзора, в такой момент было бы гораздо более уместным, чтобы кредитные организации не усугубляли и без того сложное положение людей в зоне затопления, а на основании положений статьи 415 Гражданского кодекса Российской Федерации по собственной инициативе объявили о прощении долга заемщикам-пострадавшим в результате наводнения

Роспотребнадзор также сообщает о своей готовности информировать о правах потребителей и оказывать консультативную помощь  гражданам,  оказавшимся в трудном положении.

Вместе с тем, по мнению "Газета.ру",  банки не готовы пойти навстречу заемщикам, ждут развития ситуации. Один из крупнейших розничных банков — ВТБ24, сообщил, что  банк  внимательно следит за событиями и при необходимости готов с каждым из наших заемщиков обсудить его ситуацию и найти оптимальное решение. В Сбербанке также сообщили, что в настоящее время рассматривают возможные варианты поддержки клиентов. Доля Дальневосточного банка Сбербанка в общем розничном кредитном портфеле Сбербанка составляет около 4%.

«При наступлении форс-мажорного обстоятельства заемщик может погасить очередной ежемесячный платеж по кредиту с нарушением предусмотренного кредитным договором срока (например, не 23 августа, а 15 сентября), и при этом он не будет уплачивать банку неустойку в виде пени за нарушение срока внесения платежа», — сообщил "Газете.ру" Роман Курмаев, сотрудник административно-правового управления Райффайзенбанка.  По мнению Курмаева,  Гражданским кодексом не предусмотрен перечень форс-мажорных обстоятельств, а также документы, которые могут подтверждать их наступление, поэтому данный вопрос решается сторонами самостоятельно.

Предположить ситуацию, когда банк совсем простит своего заемщика, скорее, из области утопии, иронизирует Александр Бирюков, специалист в сфере защиты прав потребителей юридической компании Goltsblat BLP. В договоре между банком и заемщиком обычно указывается, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также оценку их влияния на возможность исполнения стороной обязательств по настоящему договору и срок исполнения обязательств. Но в договор обычно включается еще одно условие, согласно которому после прекращения форс-мажорных обстоятельств сторона должна без промедления известить об этом другую сторону в письменном виде. При этом сторона должна будет указать в извещении срок, в течение которого предполагает исполнить свои обязательства, поясняют в Goltsblat BLP.


Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus