Напомним о правах
©Соколова Ирина, руководитель аналитического управления
Объединения потребителей России
А теперь о каждом из них расскажем подробнее.
Граждане, проживающие в многоквартирных домах должны оплачивать коммунальные ресурсы, потребленные непосредственно в квартире, а также ресурсы, использованные на общедомовые нужды (электроэнергия, холодное и горячее водоснабжение).
Следует отметить, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объема, рассчитанного исходя из норматива потребления на общедомовые нужды. Если такое превышение существует, то расходы по его оплате несут не граждане, а управляющая компания за счет собственных средств. Если объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета, окажется меньше чем его объем, потребленный потребителями во всех жилых и нежилых помещениях, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не начисляется. Более того, образовавшуюся разницу управляющая компания обязана распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждой квартиры, уменьшив приходящийся на квартиру объем коммунального ресурса, вплоть до нуля. В этом случае расчет платы потребителя за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, производится с использованием «уменьшенного» объема соответствующего коммунального ресурса. Однако региональные власти вправе принять решение о том, что плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, отдельно выделять не будет, а, как и прежде, будет делиться поровну на всех жильцов многоквартирного дома. Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный действующей редакцией Правил предоставления коммунальных услуг, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период, не зависимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Однако региональным властям предоставлена возможность в отношении всех или отдельных муниципальных образований самостоятельно выбрать иной способ оплаты отопления - равномерно в течение года (за каждый календарный месяц).
При обращении потребителя управляющая компания обязана непосредственно в момент такого обращения произвести проверку правильности исчисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги, задолженности или переплаты, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней). По результатам такой проверки потребителю обязаны немедленно выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи. По его просьбе выданные документы должны заверить подписью руководителя и печатью.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета управляющая компания обязана ежемесячно (в период с 23-го по 25-е число) снимать показания такого прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета. Если потребитель захочет ознакомиться с этими показаниями, предоставить ему такую возможность обязаны в течение 1 рабочего дня. Кроме того, в платежный документ, направляемый потребителю, в обязательном порядке должны включаться показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, и суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Ежемесячно сообщать показания приборов учета граждане теперь не обязаны. Если управляющая компания не получит сведения о показаниях приборов учета, то плата за коммунальную услугу будет определятся исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Среднемесячный объем потребления определяется по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Расчет начинается с месяца, за который показания прибора учета не были представлены, и заканчивается месяцем (включительно), за который потребитель представил показания прибора учета. Такой способ расчета может использоваться не более 3 месяцев подряд. Начиная с 4-го месяца непредоставления показаний приборов учета, плата за коммунальную услугу будет рассчитываться уже исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Подробные сведения, которые потребитель вправе требовать, приведены в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731. Кроме того, существует перечень информации, которая должна быть размещена на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных в помещении управляющей компании в месте, доступном для всех потребителей: 1) сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также иных адресов сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель разместил информацию о свое деятельности, фамилия, имя и отчество руководителя; 2) адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; 3) размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; 4) информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; 5) порядок и форма оплаты коммунальных услуг; 6) показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации; 7) сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; 8) наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей коммунальных услуг – собственников помещений.
Ограничить или приостановить подачу коммунальных услуг могут как в случае неоплаты, так и при неполной оплате жилищно-коммунальных услуг. Неполной оплатой считается наличие задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, рассчитанных исходя из норматива потребления коммунальной услуги (независимо от наличия или отсутствия у потребителя прибора учета) и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, то задолженность рассчитывается по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. На погашение задолженности потребителю дается 30 дней (об этом, к слову, его обязаны предупредить письменно), после чего подача ему коммунальной услуги может быть сначала ограничена, а затем приостановлена (а если техническая возможность введения ограничения отсутствует, то приостановлена сразу). При этом запрещается ограничивать или прекращать подачу потребителю-должнику холодной воду и отопления.
Если жилое помещение не оборудовано приборами учета горячей, холодной воды или электроэнергии, и в нем, помимо постоянно зарегистрированных жильцов, есть временно проживающие, но незарегистрированные граждане, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих граждан. Гражданин считается временно проживающим, если он фактически проживает в этом помещении более 5 дней подряд. Однако если этого не произойдет, управляющая компания вправе самостоятельно установить количество граждан, которые реально проживают в жилом помещении, и составить соответствующий акт, который помимо представителя управляющей компании должен подписать и собственник квартиры, а в случае его отказа от подписания - не менее чем двумя жильцами и председателем совета многоквартирного дома (если в доме не создано ТСЖ). В течение 3 дней акт необходимо направить в органы внутренних дел, которые обязаны составить протокол о правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения о количестве временно проживающих граждан, фигурирующие в этом протоколе, будут являться основанием для расчета размера платы за потреблённые коммунальные ресурсы.
Проверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг должны проводиться не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. О дате и времени такой проверки потребителя обязаны известить заблаговременно. В ходе проверки снимают показания приборов учета, проверяют их состояние, факт их наличия или отсутствия, а также достоверность сведений об их показаниях, которые ранее были переданы потребителем. К слову, если потребитель два и более раза не допустил проверяющих в занимаемое им помещение (в согласованные с ним дату и время!), то плата за коммунальную услугу будет определяться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Такой расчет будет производиться, начиная с даты, когда был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета до даты проведения проверки. Если потребитель в течение 3 месяцев не предоставит возможность проверить показания приборов учета, то начислять ему плату за коммунальные ресурсы будут уже исходя из нормативов их потребления.
Если размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то управляющая компания обязана предоставить потребителю возможность внесения платы за нее в рассрочку. Однако превышение не будет учитываться, если оно возникло из-за увеличения числа граждан, постоянно и временно проживающих в квартире. Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка.
Указанный акт должен быть составлен не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем, в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт помимо представителя управляющей компании должны подписать и два незаинтересованных лица. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
После получения сообщения о некачественных коммунальных услугах, управляющая компания обязана начать проверку этого факта в течение двух часов. После ее окончания представитель управляющей компании должен составить акт. В случае если в течение 2-х часов такая проверка не была проведена, жители вправе составить акт и без участия управляющей компании. Такой акт должны подписать не менее чем два жителя дома и председатель совета многоквартирного дома (а если в доме создано ТСЖ, то вместе с жильцами акт подписывает председатель ТСЖ). Жители вправе составить акт проверки самостоятельно и в случае, если у них нет возможности уведомить управляющую компанию о факте нарушения качества услуг в связи с ненадлежащей работой круглосуточной аварийной службы.
Необходимо отметить, что всё изложенное выше относится не только к упомянутым управляющим компаниям, но и к иным исполнителям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги собственникам жилья, в роли которых могут выступать:
Добавить в закладки |
Главная тема
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ СЕНАТА – ЧТО НОВОГО?
Необходимо разрабатывать законодательные инициативы, которые усиливают административную и уголовную ответственность |