Автодилеры кидают южноуральцев

Екатерина Салахова, ИД "Губерния"

avtomobil.jpgЧелябинские автосалоны продают неисправные, перекрашенные и даже… чужие машины. Никому нельзя верить, считаем мы, всё же сохраняя некую степень доверия к организованным структурам. Поэтому считающий себя грамотным потребитель предпочитает покупать автомобиль не с рук, а в автосалоне. Однако и там нет гарантии, что вас не обманут.

На что жалуемся?

За 2013 год специалисты Роспотребнадзора по Челябинской области рассмотрели 25 обращений от автовладельцев. Основное количество жалоб на качество приобретенных автомобилей. Также южноуральцы жалуются на качество дополнительного оборудования, установленного при покупке авто, гарантийного ремонта; есть обращения по нарушению сроков гарантийного ремонта, отказа в нем; встречались жалобы на качество работ по платному ремонту, нарушению его сроков, а также на причинение имущественного вреда автомобилю во время таких ремонтных работ. «Случается, что потребитель невнимательно читает договор при оформлении покупки. Один из обратившихся к нам намеревался приобрести автомобиль 2013 года, но когда ему передали машину с документами, выяснилось, что она 2012 года», – рассказывает ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Игорь Воробьев. Другому покупателю тщательное изучение документов не помогло: в договоре было указано, что автомобиль полноприводный, а на деле оказался переднеприводным.

«Очень популярное нарушение, когда потребителя снимают с гарантийного ремонта из-за того, что он не прошел техобслуживание, – рассказывает специалист по защите прав потребителей ЧООО “Советник” Вячеслав Курилин. – Мы недавно выиграли подобное дело. Основанием для отказа в ТО может быть только установленная причинно-следственная связь между непрохождением ТО и поломкой». Идут продавцы и на совершенно нелепые уловки. В практике Курилина был случай, когда автосалон продал крашеную машину, в документах было лишь мелко указано, что это метеоритный автомобиль. Вообще, по словам Курилина, 2013 год был отмечен невероятным бумом по обращениям, связанным с автообманами: в общественную организацию обратились 52 человека. Видимо, сказывается популярная процедура автокредитования, считает специалист. Сегодня 60–70% купленных авто приобретены на деньги, взятые в кредит. Суммы требований обманутых автовладельцев колеблются от 250 тысяч до10 млн рублей. Однако, как правило, если потребитель действует через суд как самостоятельное лицо, то вероятность выигрыша составляет 10–20%. Лучше, если обманутый покупатель обратится в соответствующий государственный орган, либо общественную организацию по защите прав потребителей.

Автосалон – не синоним надежности

Покупая автомобиль в презентабельном автосалоне, большинство граждан полагает, что такая покупка будет безопасной и выгодной. Такие наивные мысли привели челябинку Наталью Субботину к тому, что она имеет сейчас: неисправную Audi Q5 и невыплаченные 4 млн ущерба от автосалона. Дорогие авто – это и большие убытки, в случае если вам попался недобросовестный продавец. Ущерб в автосфере порой достигает миллионных сумм. «Когда решили покупать автомобиль, отдали предпочтение автосалону, решили, что здесь надежнее, чем с рук по объявлению из Интернета, – рассказывает владелица немецкого авто Наталья Субботина. – Меня заверили в салоне, что машина отличная – езди и радуйся: небитая, некрашеная, до этого на ней всего два года ездила девушка». Уже после покупки у «прекрасной» машины выявился ряд серьезных недостатков. Уже после оформления договора владельцам стало известно, что автомобиль подвергался серьезному ремонту, была неисправна коробка передач. Стоимость ремонта – порядка полмиллиона рублей. На расторжение договора компания не шла, тогда автовладелице пришлось идти в суд. Здесь выяснилось, что Наталья была ознакомлена с историей поломок автомашины, это следовало из документов, на которых стояла подпись Субботиной, хотя в это время женщина отдыхала вне Челябинска с семьей. «Продавцом не была предоставлена полная информация об автомобиле. Однако у автосалона есть вина и посерьезнее – в суд были предоставлены, по сути, поддельные документы, а это уже грозит уголовной ответственностью. Будет проведена экспертиза, которая установит, действительна подпись или нет», – рассказывает Вячеслав Курилин, представляющий интересы Субботиной в суде. Автомобиль стоил 1 млн 700 тысяч, теперь вместе с неустойкой, штрафами автосалон должен вернуть Наталье уже 4 млн.

Как себя вести?

Чаще всего жалобы от обманутых покупателей обоснованны, говорит Игорь Воробьев, однако доказать в суде правоту потребителя не всегда возможно. Всё дело в том, что автосалоны, не желая терять крупные суммы, всячески выкручиваются от выплат, даже подделывая документы, как в случае с Натальей Субботиной. Это не единичный случай. Аналогичная история произошла у Леонида Гелади. Его автомобиль, купленный в салоне, без проблем отработал свой гарантийный срок, но сразу после этого начались проблемы с двигателем. Починку двигателя в станции техобслуживания автосалона откладывали несколько месяцев, говорили, что ждут запчасти. Гелади, сообразив, что компания просто тянет время, обратился в общественную организацию за помощью. Когда дело дошло до судебных разбирательств, челябинец узнал, что такое месть продавцов машин. «Машина находилась в автосалоне, на ней стали появляться царапины, были разбиты стекла. На суд представители автосалона принесли фальшивые документы с якобы моей подписью, где сказано, что это я отдал автомобиль в таком виде в салон. Мне пришлось заказывать дорогостоящую экспертизу, доказывать, что подпись не моя», – рассказывает автовладелец. Гелади уже выиграл два суда, но машину так и не отремонтировали, история тянется второй год. Теперь потерпевший собирается по закону требовать изменения судебного решения, так как оно не исполняется: вместо ремонта двигателя истец собирается получить от автосалона деньги на агрегат и на ремонт. Это примерно 900 тысяч рублей.

Добавим, что в течение 15 дней у автовладельца есть все возможности поменять или вернуть неисправный автомобиль. Практически любая поломка может стать причиной для таких действий в двухнедельный срок после покупки. Расторгнуть договор можно и на основе недостоверных сведений о машине. Например, практически ко всем автомобилям продавец указывает неверный расход топлива, который может в два раза превышать реальный! «У меня даже есть информация от официального импортера Хендай: “Показатели расхода топлива автомобилей, предусмотренные в том числе в руководстве по эксплуатации, не являются значениями параметров, отражающими реальный эксплуатационный расход топлива”. Возникает вопрос: зачем эти цифры вообще? У нас было дело, когда потребителя проинформировали, что средний расход топлива его машины составляет 5,5 литра, эксперт провел исследование, причем в щадящем режиме – и получилось 9 литров», – рассказывает Курилин. Иногда прямо в договоре на приобретение автомобиля указано, что машина может издавать стуки, шумы, и это нормально. Человеку отказывают от ремонта, указывая на этот пункт. Однако если эта информация не была доведения до потребителя при покупке, он вправе вернуть деньги за покупку.

С типовыми договорами автосалонов тоже не всё гладко. Как рассказывает Воробьев, при проверке автосалоны зачастую говорят, что данный неправомерный договор уже устарел, его давно заменили и не используют при оформлении покупки. Потребитель вправе попросить изменить пункт договора, противоречащий законодательству, однако, по мнению Курилина, не стоит тратить на это время, просто надо понимать, как действовать в определенной ситуации. «Например, максимальный срок устранения недостатков составляет по закону 45 дней, в договоре автосалоны обычно указывают этот срок, но еще приписывают “без учета пересылки заказов” и прочие условия. Однако по закону 45 дней – это максимальный срок, а есть поломки, на исправление которых полагается всего несколько часов. Надо знать это и пользоваться. Не устранили за положенное время – требуйте расторжения договора, либо неустойку». Неустойка составляет 3% в день от стоимости товара. Кстати, по мнению Курилина, если бы к правам потребителя не применялась норма ГК (ст. 333) об уменьшении неустойки по заявлению ответчика, то автосалонам было бы невыгодно обманывать клиентов. «Как правило, судьи достаточно серьезно уменьшают неустойку», – говорит специалист.

Чтобы хоть как-то подстраховать себя, эксперты советуют сохранять все документы о ремонтах автомобиля. Зачастую автосалоны не отдают их, а на суде говорят, что ремонты не являлись гарантийными случаями, были лишь актами доброй воли со стороны автосалона. Не имея документов, автовладелец не может расторгнуть договор о покупке. Если документы хотят отобрать, делайте копии, на которых требуйте написать, что оригинал забрал автосалон. Вообще все манипуляции с вашей машиной должны быть запротоколированы. Непосредственно при покупке авто внимательно читайте договор, если что-то неясно, сразу спрашивайте. Хорошо, если есть возможность взять с собой стороннего человека, разбирающегося в машинах, который на месте сможет осмотреть авто на предмет качества. Если автомобиль не новый, поинтересуйтесь его историей, пусть вам покажут информацию о его ремонтах, если таковые были. И помните известную русскую поговорку: доверяй, но проверяй.

Чужой автомобиль

Еще одна серьезная проблема на авторынке – залоговые автомобили, которые находятся в залоге у банка, однако легко продаются не только на рынке но и в автосалонах, причем зачастую даже сами продавцы в автосалонах не знают, что машина в залоге. В итоге страдает именно покупатель, у которого могут отобрать машину без возмещения ущерба. Когда автомобиль арестуют, банк заберет его себе, так как машина была в залоге, и продавать его владелец не имел права. Можно потребовать возмещения убытков с продавца автомобилей, но вероятнее всего придется действовать через суд, и не факт, что победа останется за вами.

С 10 января 2014 года эта проблема будет отчасти решена: появится реестр движимого имущества, получить доступ к нему можно будет за 100 рублей, обратившись с запросом к нотариусу. Каждый сможет проверить, есть ли его авто в черных списках. С появлением списка банки смогут обращать взыскания на автомобиль, если он будет перепродан, только в том случае, если информация об этой машине была в реестре. Однако сама норма закона, которая позволит признавать добросовестным покупателя, купившего залоговый автомобиль, начнет действовать только с января 2015 года. Если информации о машине не было в списках, автомобиль уже никто не имеет права отобрать, даже если потом выяснится, что автомобиль в залоге.



Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus