Граждане оценили эффективность медобслуживания

Социологи изучили готовность россиян к реформам в сфере здравоохранения.

Крупные финансовые вливания государства в здравоохранение не переломили общий негативный настрой населения в отношении «бесплатной» медицины. По меньшей мере половина жителей России, по данным опроса, проведенного социологами «Левада-центра» по заказу Высшей школы экономики (ВШЭ), считают, что отечественная система здравоохранения крайне неэффективна. Почти 60% жителей нашей страны недовольны тем, что в государственной медицине доступен весьма ограниченный набор услуг. Стоматология уже давно практически повсеместно стала частной, активно коммерциализируются, уходя из-под госконтроля, гинекология и педиатрия. В условиях расширения платности медицины россияне делают довольно предсказуемый вывод о том, что распространение самых разных болезней идет «от бедности» и склонности сограждан скорее наносить вред своему здоровью, чем заботиться о нем. Так ответили социологам 62% респондентов. 91% россиян настаивают на необходимости кардинального изменения государственной системы здравоохранения. Директор Института экономики здравоохранения НИУ Высшая школа экономики Лариса Попович отмечает, что недовольство государственным здравоохранением присуще жителям многих стран, но в негативной оценке, даваемой россиянами, есть своя специфика. В основе массового желания поменять систему лежит желание «застраховаться от финансовых рисков, от бедности и невозможности оплатить медицинскую помощь». «Вот на что должна быть направлена государственная система здравоохранения. На западе государство защищает людей от бедности, а у нас — нет», — считает Лариса Попович. По ее мнению, ссылаясь на бедность как основную причину недугов, жители нашей страны прежде всего имеют в виду недоступность для большинства граждан современного медицинского обслуживания и лекарств. «Они видят, что есть масса лекарств, которые хорошо лечат, но в России они недоступны», — пояснила «МН» Попович. В остальном результаты социсследования на эксперта особого впечатления не произвели. Лариса Попович уверена, что работа эта проводилась социологами по заданию правительства с тем, чтобы «оценить готовность населения воспринимать перемены в здравоохранении». «Да, люди готовы к реформам, и это уже хорошо само по себе. Но результаты опроса свидетельствуют и о том, что наше здравоохранение так и не сумело показать людям, что о них заботятся», — заявила она. Из материалов, опубликованных на сайте Аналитического центра Юрия Левады, можно сделать вывод, что социологи пытались определить отношение россиян к проводимой Минздравсоцразвития финансовой политике. По крайней мере, отдельный блок вопросов был посвящен, например, целесообразности государственного финансирования профилактических осмотров, лечения ВИЧ, профилактики ожирения и операций по пересадке органов. Сами представители социологической службы комментировать результаты и назвать заказчика исследования отказались. Директора Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский считает, что россияне, говоря о системе, дают как субъективную потребительскую оценку уровня полученных ими медицинских услуг, так и учитывают личностное отношение к руководителю отрасли. В беседе с корреспондентом «МН» он напомнил о народной нелюбви к Михаилу Зурабову, решившемуся на непопулярные реформы, — его фамилия на слуху до сих пор, в то время как его «вялотекущих» предшественников сегодня мало кто вспомнит. Неиссякаемый оптимизм Татьяны Голиковой на фоне многочисленных просчетов ведомства по понятным причинам тоже вызывает скорее негативную реакцию россиян. «Должность министра здравоохранения в нынешних условиях по-любому расстрельная, сколько бы правильных преобразований тот не совершил, они будут трактоваться, как преступные действия», — уверен Юрий Крестинский. Впрочем, причину неэффективности отечественной системы здравоохранения эксперт видит не столько в слабом менеджменте, сколько в недофинансировании отрасли. До сих пор расходы на медицину ограничивались инвестиционными вливаниями в строительство клиник, ремонты и закупку оборудования. Эффект от этих вложений, по его прогнозам, будет виден не раньше конца 2012 года. «Точек приложения усилий крайне много — у нас серьезно недофинансированы медицинское образование, отсутствует диспансеризация, так и не введено всеобщее лекарственное страхование», — говорит Крестинский.

«Московские новости» , 17 января 2012 г.

Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus