Памятка для туристовКак выбрать надежную турфирму и не испортить свой отпускПрактические рекомендации и юридические советы от Объединения потребителей России 1. ВЫБОР ТУРФИРМЫ • Туроператор или турагентство На туристическом рынке работают два вида организаций: туроператоры - компании, которые сами занимаются формированием туров, и турагентства – они продают готовые туры одного или разных туроператоров.
Если покупаете путевку в турагентстве, то сведения о туроператоре, который будет нести ответственность за качество вашего будущего отдыха, обязаны предоставить еще до заключения договора.
Ответственность за качество турпродукта перед вами будет нести именно туроператор. Если вы заключаете договор в туристическом агентстве, то и денежные средства за тур вы обязаны оплатить турагенту. Советуем получить от туроператора подтверждение того, что средства за ваш тур дошли до туроператора – просто позвоните в его офис и попросите подтверждение оплаты. • Стаж работы турфирмыКак показывает практика, красивый офис, отзывчивые и осведомленные сотрудники, длительный опыт работы фирмы на туристическом рынке уже не являются показателями стабильности ее работы. Хотя они, и не без оснований, могут говорить о ее надежности, т.к. смогут уберечь вас от явных мошенников, которые открывают туристические «конторки» на два-три месяца, за счет демпинговых ценовых предложений быстро привлекают доверчивых клиентов и исчезают с их деньгами. Поэтому «стаж» работы турфирмы необходимо проверить. Такие сведения можно получить из Единого государственного реестра юридических лиц. Доступ к нему открыт для любого желающего на сайте Советуем обращать внимание на нахождение по одному и тому же юридическому адресу нескольких юридических лиц с похожими названиями, одними и теми же учредителями. Желательно поинтересоваться последними изменениями в учредительных документах, т.к. недавняя смена собственников (учредителей) организации, как это часто бывает, может привести к резко негативной для туристов ситуации, вплоть до ее банкротства. • Народные рекомендацииНе будет излишним расспросить своих знакомых и друзей – может быть у них уже был опыт «общения» с этой турфирмой, а также поискать отзывы в интернете – это известный и проверенный способ, но доверять особо восторженным или через чур ругательным отзывам не советуем. • Федеральный реестр туроператоровПроверьте, внесены ли сведения о туроператоре в федеральный реестр. Причем не стóит доверять информации, предоставленной вам непосредственно в турфирме. Недавно из Реестра было исключено 676 компаний, а это значит, что эти туроператоры уже не имеют права работать на рынке туристических услуг. Однако об этом недобросовестные компании предпочитают умалчивать. Реестр туроператоров размещен на официальном сайте Из него, в частности, можно получить сведения об адресе официального сайта туроператора, об адресах его структурных подразделений, которые вправе осуществлять туроператорскую деятельность. • Финансовое обеспечение туроператораВ Реестре есть сведения и о финансовом обеспечении туроператора. Рекомендуем изучить их внимательно. Финансовое обеспечение – это обязательное условие туроператорской деятельности. Существует два вида финансового обеспечения: - банковская гарантия (в случае возникновения у туроператора проблем компенсацию туристам выплачивает банк);Важно понять, каков размер финансового обеспечения туроператора, для того чтобы, пусть косвенно, но оценить его надежность. Сейчас минимальный размер обеспечения для компаний, отправляющих туристов за рубеж составляет 10 миллионов рублей. Но при этом существуют туроператоры, имеющие гарантию более 100 миллионов рублей. Обратите внимание на срок действия финансового обеспечения. Если срок действия закончен, то туроператор работает незаконно, а при возникновении проблем, получить компенсацию будет невозможно. Важное значение имеет и местонахождение страховой компании или банка-гаранта. Ведь в случае неисполнения туроператором своих обязательств, вам придется обращаться по указанному адресу с требованием о выплате страхового возмещения. А если это - 200 км от вашего города? В Реестре отображается и сфера деятельности туроператора - внутренний туризм, международный выездной, международный въездной туризм. Если сфера деятельности туроператора - выездной туризм, проверьте его членство в Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ». Все туроператоры, работающие на рынке выездного туризма должны быть ее членами. Проверить туроператора можно на официальном сайте Если туроператор является членом Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», вы сможете рассчитывать на участие этой организации в разрешении ваших проблем в экстренном случае (когда туроператор неплатежеспособен, не выполняет свои обязательства и т.д.). 2. ДОГОВОР С ТУРФИРМОЙ В соответствии с законодательством необходимая и достоверная информация о туре должна быть представлена потребителю сотрудником туристической фирмы при заключении договора о реализации туристского продукта. Договор с туристом заключается в письменной форме и в нем должны быть отражены все существенные для вас условия. Всё должно быть четко прописано и не вызывать двоякого толкования. Уточняйте все детали размещения и сроки пребывания в отеле, попросите ознакомить с номерным фондом бронируемого отеля, расчетным часом и другими особенностями. Если какие-то из условий имеют для вас особое значение – попросите четко сформулировать их в договоре, заявке или листе бронирования. Зачастую турфирмы включают в договор условие о возможности замены отеля. Если вы найдете такие слова: «имеет право заменить отель на равнозначный», имейте ввиду, что вместо обещанного отеля в центре города (или на берегу моря) вас могут поселить в отель той же «звездности», но на окраине города (или в километре от моря). А доказать, что туроператор вам предоставил не то, что обещал, будет очень сложно, если это не зафиксировано в договоре. Помните, устные обещания сотрудников турфирмы не имеют юридической силы! Обратите внимание на то, чей турпродукт вы покупаете. Одна из исчезнувших этим летом турфирм, как говорят в Ростуризме, в последнее время довольно много занималась агентскими продажами, то есть продавала не свой туроператорский продукт, а туры других компаний. А они не подлежат денежному возмещению страховой компанией этой турфирмы, ответственность за них несет «собственник» тура, а информация о нем должна быть в договоре. Поэтому до подписания договора вы имеете право внимательно ознакомиться: - с условиями договора;До подписания договора уточните порядок и сроки получения документов на тур (билеты, ваучеры и т.п.). При подписании договора постарайтесь следовать следующим правилам: 1. Прочитайте договор - даже если у вас минимум времени, и вы думаете, что «все равно ничего в этом не понимаете». Не позволяйте сотруднику турфирмы торопить себя с подписанием договора (в случае особой настойчивости лучше сказать, что приедете для оформления договора повторно или вообще отказаться от его оформления).3. ЕСЛИ НА ОТДЫХЕ ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ Турист, находящийся за пределами Российской Федерации, вправе потребовать обеспечения экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ». Оказание экстренной помощи включает в себя: - перевозку туриста в место окончания путешествия по усмотрению объединения туроператоров авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом;Для получения помощи необходимо обратиться в Ассоциацию “ТУРПОМОЩЬ” (http://www.tourpom.ru) по телефонам: +7-495-981-5149, +7-800-100-4194 (круглосуточно), сообщив следующие сведения: - фамилию, имя и отчество туриста (туристов);Решение об оказании вам экстренной помощи (или об отказе в ее оказании) должно быть принято в течение 24 часов и доведено до автора обращения немедленно всеми доступными средствами связи. Удерживать туриста либо его документы в случае неоплаты туроператором его размещения в отеле администрация отеля не имеет права. Если же такое случилось – обращайтесь к представителю принимающей стороны либо в Консульство РФ, находящееся в стране пребывания. Если туроператор не оплатил отель и иные обещанные услуги, и вам пришлось это сделать повторно, сохраняйте все документы, подтверждающие такие расходы. На основании этих документов после возвращения вы сможете предъявить требование о возмещении расходов с туроператора и страховой компании солидарно. 4. КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ 5. КАКИЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МОЖНО ИЗУЧИТЬ
6. ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ Добавить в закладки |
Главная тема
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ СЕНАТА – ЧТО НОВОГО?
Необходимо разрабатывать законодательные инициативы, которые усиливают административную и уголовную ответственность |