МОСКВА ОЧЕРКИЗОНИВАЕТСЯ. Пространства вне закона.

Алексей Корягин,
Объединение потребителей России
Нам сообщили – московский бизнес в новогодние праздники заработал 56 миллиардов рублей. Я рад за московский и другой бизнес. Действительно, новогодние праздники в столице удались. Кому-то они понравились меньше, кому-то больше, но праздник был! Но на чем так хорошо поднялся бизнес? Нам уточняют – за счет дополнительных потоков, общественных пространств... Нет. За счет людей, которые заплатили за этот праздник очень высокую цену. 
одежда, рынок, торговля в переходах

Так же надо откровенно добавить, что и за счет нарушений прав потребителей, потому что продавали на праздничных площадках много из того, что продавать было нельзя на основании российского законодательства, например, из-за отсутствия сопроводительных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции. 

Такая торговля, можно сказать, с незначительными нарушениями шла повсеместно в новогодней Москве, все хотели заработать. Понять можно, но закрывать глаза на такие тенденции нельзя, нельзя создавать для торговли пространства вне закона. 

Могу с полной уверенностью утверждать, что пока в Москве практически нет ни одного предприятия (любого - малого, среднего, крупного) торговли и услуг, которое работает строго по закону, соблюдая правила торговли и потребительское законодательство. Большинство из таких предприятий просто попирают установленные требования, и весь их персонал без исключения не знает или игнорирует требования закона «О защите прав потребителей». Я неоднократно приглашал и приглашаю любого чиновника или депутата - выйти вместе с нами на общественный контроль (или просто – прогуляться со мной по любому району) и посмотреть – как работает московская торговля и сервис, зайти в любой магазин и попытаться оспорить на месте это мое утверждение. Никто не идет! Повторяю – в Москве нет ни одного предприятия торговли и услуг, которые работают без нарушений потребительского законодательств. А значит – наши права – права потребителей нарушаются повсеместно, постоянно и преднамеренно! И чиновники об этом знают! 

Всем понятно, что в столице два, тесно взаимосвязанных потребительских рынка – официальный и теневой, также существуют и две экономики – легальная и незаконная. В незаконную экономику и теневой потребительский рынок никто их чиновников особенно и не собирается лезть, там – опасно, можно нарушить чьи-то интересы. Но нет порядка и на официальном потребительском рынке. И здесь возникает следующее противоречие – между столичным Правительством и чиновниками, которые фактически становятся «хозяевами» целых торговых зон и проектов. Чиновничий клан, когда получает некую «торговую вотчину», абсолютно равнодушен к тому, как в «его торговых точках» соблюдаются правила торговли и права потребителей, что там продается - у клана задачи другие. Вот и возникает противоречие – правительство Москвы старается сделать столицу во всех отношениях современным городом (не будем обсуждать – в какой мере это получается, не об этом сейчас), в том числе с цивилизованной торговлей (такие усилия – факт), но тут же чиновники, получившие доступ к торговле, сразу же начинают очеркизонивать любые городские торговые пространства и «форматы». И им – таким чвановникам - плевать на «облик Москвы» и права потребителей. 

Причем, знаю точно, что сама «торговля» готова работать нормально, соблюдая основные требования законодательства, но завышенные цены на аренду, поборы, нестабильная ситуация на рынке, отсутствие контроля со стороны власти – все это толкает предпринимателей на несоблюдение законных требований. У них задача – просто выжить. К сожалению, такие анклавы торгового беззакония с сомнительной продукцией по завышенным ценам в Москве приживаются повсеместно, это - метастазы черкизона – о них несколько ближайших «Хроник пикирующего потребителя». 

Часть 1. Тоннельные тупики «Гормоста» или новые «черкизоны» подземелья. 

В управлении у ГБУ «Гормост» в Москве находится подземная «подведомственная территория» - пешеходные тоннели общей площадью с небольшое европейское государство, на которой «Гормостом» организована очень длинная мелкорозничная торговая сеть. Появилась эта сеть взамен предыдущей, которую ликвидировали, как писали в СМИ, в целях обеспечения безопасности граждан, одна из причин - теракт в переходе под Пушкинской площадью 8 августа 2000 года. По большому счету наши подземные переходы не как в других странах – не приспособлены для открытия объектов торговли, толку от них, особенно в центре города мало, а пешеходному движению они точно мешают. Более того – открытие ларьков по ряду специализаций противоречит нормам законодательства. 

И вот, только москвичи и гости столицы стали свободнее перемещаться по подземным переходам, считая, что в прошлое ушли все тоннельные ларьки с продавцами - мучениками (а людей, которые убивали в этих ларьках свое здоровье можно только жалеть), как новая торговая кишка стала заползать постепенно во все подземные тоннели города. 

Кратко о том – что, кто и как торгует в подземных переходах, как нарушают законодательство и как «Гормост» не замечает этих нарушений: торговля фальсификатом, контрафактом, товаром без документов о его качестве и безопасности, смена специализации торговых объектов, переуступка прав аренды, отсутствие сведений о продавцах (кто эти люди, вообще, не известно, нелегалы?), информации о торгующих организациях и ИП, и так далее. 

Скажу, что все многочисленные нарушения в подземелье были зафиксированы в ходе мероприятий общественного контроля Объединением потребителей России в течение второго полугодия 2016 года, и о них сообщалось руководству ГБУ «Гормост». 

Из формального ответа на обращение ОПР, полученного из ГБУ «Гормост» за подписью заместителя руководителя этой организации И.В.Цветкова, я делаю два вывода. 

Первый, моему мнению (оценочное суждение), И.В.Цветкову нет никакого дела до того, что нарушается потребительское законодательство на «объектах потребительского рынка на подведомственной территории», так как на конкретные указания таких нарушений в нашем письме с его стороны реакции по существу не последовало. 

Второй – он не знаком с законом «О защите прав потребителей», так в своем ответе «подменяет» его Законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». 

Самый центральный подземный переход – на Пушкинской площади – уже превратился в новую барахолку, где под боком столичного Департамента торговли и услуг (до него меньше двадцати метров от этого подземного перехода) людям впихивают фальсификат и контрафакт. Мешая прижимающимся к стенам в час пик пешеходам, прямо около ларьков идет примерка дешевых кофт, брюк, рассматриваются другие предметы верхней и нижней одежды, торговля идет бойко. Покупателей хватает, в основном женщины, место проходное, цены почти доступные, но весь этот торговый процесс явно не для центра столицы, не для города с цивилизованной торговлей. 

(К слову сказать. Уверен, что если организовать подобную «социальную» торговлю где-то рядом, например, в пустующих павильонах ТЦ «Савеловской», то «сарафанное радио» быстро бы разрекламировало такое место среди желающих его посетить. Но социальное предпринимательство в Москве не в почете, с социальными предпринимателями денег-то много не сделаешь). 

Такие разные торговые виды Москвы – на новогодних улицах и площадях – блеск и праздник, в подземелье – новый «черкизон». Может быть не стоит ГБУ «Гормост» заниматься такой коммерцией? Не могут организовать его руководители торговлю в соответствии с нормами законодательства? Не знают законов? Не хотят их соблюдать? 

Для прояснения ситуации и после получения отписки из ГБУ «Гормост» я обратился от имени ОПР по данной проблеме к Мэру Москвы Сергею Собянину. Естественно, обращение ОПР отправили в Департамент торговли и услуг, а от туда, не вникнув в суть, опять в ГБУ «Гормост». Пока наблюдаем за пинг-понгом чиновников. 

Но продолжение следует…


Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus