Автогражданку задавили. На рынке ОСАГО разгорается кризис

Глава компании "Ингосстрах" Александр Григорьев оценивает ситуацию на рынке ОСАГО как кризисную. По его словам, в ситуации, которая сейчас сложилась на рынке, никакого другого варианта для ответственных компаний, кроме как сокращать сборы, нет, чтобы не иметь к моменту пика кризиса большого плохого портфеля по ОСАГО. Рынок ОСАГО сместился от тех, кто платит, в сторону тех, кто не платит или платит плохо. Пропал эффект концентрации, рынок перемещается в компании, занимающие 10-30-е места, они наращивают продажи. Они работают "с колес", без резервов, ситуация достаточно тяжелая.
автотрассаОСАГО натолкнулось на абсолютно неправовую, осознанно созданную систему работы судов и "автоюристов". Это привело к тому, что нормальные ответственные страховщики резко сокращают свою долю ОСАГО. И все меры, которые обязывают их продавать полисы "автогражданки", не способствуют выходу из ситуации. Бизнес уходит оттуда, где вести его невыгодно.

"Если не вывести тарифы по "автогражданке" на нормальный уровень в течение этого года, мы получим глубочайший кризис всего страхового рынка. Причем это будет кризис взрывного характера. Страховщикам массово будут противостоять и регулирующие органы, и общества по защите потребителей, и ЦБ, но они не смогут заставить страховые компании вести убыточный бизнес.

Для них все будет заканчиваться либо банкротством (как это случилось с "Россией", доля ОСАГО в портфеле которой была слишком велика), либо реальной сдачей лицензий, когда страховщики окончательно поймут, что бизнеса здесь нет, а есть только убытки, считает Александр Григорьев. Примеры таких решений уже имеются: недавно о планах ухода из российской розницы заявил Zurich, стало также известно о прекращении продаж компанией "Гута-Страхование". Эти случаи похожи: у обеих компаний доля автострахования в портфелях составляла около 70% и причина ухода - слишком большие убытки.

"Показатели прибыльности сектора остаются под давлением", - отмечает аналитик Standard & Poor s (S&P) Виктор Никольский. Коэффициент убыточности (отражает эффективность собственно страховых операций - отношение выплат и всех расходов, связанных с ведением бизнеса, к собранным премиям)

20 крупнейших компаний составляет почти 100%. По итогам 2013 года у 60% из топ-компаний, которые работают на рынке ОСАГО, коэффициент убыточности превысил 100%, то есть они не получили прибыли от ОСАГО.

"Сама по себе 100-процентная убыточность - нормальное явление: компании тратят столько, сколько собирают, а прибыль получают от инвестирования резервов. На растущем рынке это лишь полбеды, ведь компании могут замещать выпадающие доходы и рост расходов новым бизнесом", - говорит заместитель гендиректора "Эксперт РА" Павел Самиев. Проблема, по его словам, проявляется, когда рост сборов начинает замедляться: это чревато кризисом ликвидности. Именно это сейчас и происходит.

Кризис в секторе ОСАГО сопровождается ростом демпинга со стороны компаний, которые не собираются платить, мошенничеством клиентов. В автостраховании на долю недобросовестных клиентов, по оценке экспертов, может приходиться до 30% первично заявленных убытков. Мошенниками иногда становятся не только злоумышленники, но и люди, которые не прочь взять все, что плохо лежит. Люди сами затягивают время рассмотрения заявлений, назначают независимые экспертизы, а потом подают на компанию в суд за то, что она не смогла рассмотреть заявление в положенный срок. Многие вообще предпочитают получать возмещение исключительно через суд по максимуму.

ЦБ направил на независимую оценку предложение, выдвинутое Российским союзом автостраховщиков. Организация предложила повысить тарифы на 40%. Предполагается, что повышение цен на ОСАГО будет производиться поэтапно. При этом должны принять в учет новые нормы закона об ОСАГО, а также правила обращения за выплатами.

Александр Григорьев считает, что времени для поэтапного повышения тарифов нет, нужно принять профессиональное объективное решение о повышении тарифов не позднее II-III квартала 2014 г., чтобы нормальные тарифы заработали уже в этом году.

Между тем

ЦБ предлагает повысить региональные коэффициенты для расчета стоимости полиса ОСАГО в 31 субъекте РФ. В число городов с самым существенным повышением территориального коэффициента вошли Казань, где предлагается увеличение с 2 до 2,3; Челябинск - с 2 до 2,4; Иваново - с 1,8 до 2,4; Благовещенск - с 1,4 до 2,1; Ульяновск - с 1,4 до 2,1; Мурманск - с 1,7 до 2,5.


Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus