Что изменилось в отношениях "должник - коллектор"


То, чего так долго ждал весь финансовый рынок - и банки, и заемщики, и профессиональные взыскатели, - свершилось. С 1 июля 2014 года официально вступил в силу новый закон "О потребительском кредите (займе)". Готовили его долго и скрупулезно. Рассматривали несколько раз, вносили изменения. И вот вместо ранее существовавших разрозненных норм в Гражданском кодексе, в законе "О защите прав потребителей" и в законе "О банках и банковской деятельности"принят правовой акт, который призван регулировать все отношения в части потребительского кредитования.
банк, кредит
Необходимость принятия нового закона назрела. Серьезных предпосылок для этого накопилось более чем достаточно. Это и рост рынка потребительского кредитования (по данным ЦБ, его объем на 1 июня 2014 года составил 10,4 трлн руб.; для сравнения, на 1 июня 2013 года - 8,5 трлн руб.). И наличие специфических правоотношений между кредиторами и заемщиками, требовавших дополнительных разъяснений и специального регулирования. И некоторая неактуальность действующего российского законодательства в области потребительского кредитования, особенно в сравнении с международными правовыми нормами в этой отрасли. И повышенные кредитные риски, и невысокая финансовая грамотность россиян. Но прежде всего принятие нового закона вызвано необходимостью защитить права заемщиков, в том числе в вопросах возврата просроченной задолженности и взаимодействия должников с взыскателями, включая профессиональных коллекторов.

Так что же изменилось в отношениях "должник - коллектор" с принятием нового закона?

Во-первых, они приобрели вполне официальный характер. Банки получили легитимное право размещать должников для взыскания на комиссионной основе в коллекторские агентства и уступать права требования по кредитным договорам третьим лицам. То есть продавать своих должников коллекторам и другим заинтересованным организациям. При этом коллекторы обязуются соблюдать ставшую им известной банковскую тайну и не разглашать персональные данные должника.

Во-вторых, эти отношения стали более прозрачными. Должники получат исчерпывающую информацию о взыскателе, а именно, при общении с должником коллектор обязан будет представиться (назвать свою фамилию, имя, отчество), сообщить название коллекторской организации, адрес ее местонахождения, а также адрес для направления корреспонденции. Это поможет заемщику четко понять, с кем он имеет дело, и его никто не сможет ввести в заблуждение относительно статуса контактирующего с ним взыскателя.

Кроме того, новый закон вводит четкие ограничения на время возможного контакта взыскателя с должником. Это очень важный пункт. Сейчас у заемщиков есть причины быть недовольными некоторыми коллекторами. Звонят во внеурочное время, беспокоят порой даже ночью. Иногда, кстати, и без злого умысла, так как не все операционные системы позволяют осуществлять контакты с учетом временной зоны должника.

Так вот теперь устанавливать контакт с должником можно будет только в определенные часы - с 8.00 до 22.00 по будням и с 9.00 до 20.00 в праздничные и выходные дни. Причем общение с должником должно происходить только посредством тех методов, которые определены законом: личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие), почтовые отправления по месту жительства заемщика, а также сообщения по мобильному телефону, с помощью электронных писем или посредством автоинформатора. Иные способы взаимодействия с должником позволительны только с его предварительного письменного согласия. За нарушение коллекторами этих требований новый закон устанавливает административную ответственность. Пункт, с моей точки зрения, вполне справедливый. Он позволит существенно ограничить активность так называемых серых коллекторов, для которых, как известно, все способы взыскания хороши. А профессиональные коллекторы и до принятия закона использовали в общении с должниками только цивилизованные методы работы.

Важность принятия закона "О потребительском кредите (займе)" в сложившихся условиях переоценить сложно. Хочется надеяться, что его применение будет способствовать снижению объема выдачи высокорисковых беззалоговых кредитов и стабилизации уровня просроченной задолженности.

Однако что касается деятельности коллекторских компаний, то, на мой взгляд, она заслуживает с точки зрения законодательства более детальной проработки. Новый закон регламентирует только отношения коллекторов с должниками по потребительским займам и только в части "взыскатель - заемщик".

В то время как, например, отношения между кредиторами и коллекторскими агентствами никак пока не регулируются. Незатронутыми остаются и другие аспекты деятельности по взысканию. В частности, никак не определены требования, предъявляемые к коллекторским агентствам. За кадром пока остается и вопрос о том, кто будет регулировать деятельность коллекторов и контролировать соблюдение ими буквы закона. Устранение всех этих пробелов необходимо для полноценного формирования в нашей стране цивилизованного рынка взыскания.

мнение

Елена Докучаева, Президент агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн", вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств

Скорее всего, принятый закон о потребкредитовании еще будет совершенствоваться и доводиться до ума поправками и дополнениями. На мой взгляд, теперь последовательным и разумным шагом было бы принятие отдельного закона, регулирующего деятельность профессиональных коллекторских организаций.

Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus