Прежде всего хотел бы выразить благодарность Комитету по экономической политике за регулярное обращение к теме защиты прав потребителей, что, безусловно, очень важно, значимо и правильно, потому что не может быть никакой экономической политики без обращения к вопросам защиты прав потребителей и без решения их насущных задач.
У меня будет небольшая презентация. Я хотел бы остановиться на основных аспектах, которые так или иначе сегодня уже в какой-то степени звучали и наверняка еще будут звучать, которые связаны и с деятельностью Роспотребнадзора в том числе, и с той ситуацией, которая сегодня имеет место быть в сфере правового регулирования отношений с участием потребителей.
Безусловно, так сложилось, что 2017 и 2018 годы – это очень значимые вехи, которые затрагивают всех тех, кто реально работает в этом секторе общественных отношений, обеспечивает защиту прав потребителей. И учитывая, что все мы – потребители, те решения, которые были приняты на уровне Президента Российской Федерации в 2017 году по итогам заседания президиума Государственного совета, безусловно, очень важны и значимы, затрагивают абсолютно всех и определяют вектор дальнейшего развития всего нашего законодательства на длительный период времени.
То обстоятельство, что у нас появился первый в истории нашего, российского законодательства в данной сфере документ стратегического планирования, – безусловно, главный результат рассмотрения этого вопроса на заседании президиума Государственного совета. И уже в этом году был принят план реализации Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Порядка 40 практических мероприятий он предусматривает, и многие из них, если их разобрать по существу, безусловно, затрагивают еще целый ряд аспектов. И поэтому говорить о том, что это исчерпывающий перечень вопросов, безусловно, будет неправильно, и мы постараемся в рамках каждого пункта максимально обеспечить должный уровень правовой защищенности потребителей, который сегодня есть.
В нашем законодательстве происходит достаточно много разного рода изменений, в том числе и в плане общего регулирования отношений на потребительском рынке. Вы знаете, что у нас стала активно развиваться система маркирования продукции для целей прослеживаемости.
Очередные шаги в этом направлении были сделаны совсем недавно, и мы стоим на пороге того, что в самое ближайшее время у нас еще целый спектр потребительских товаров также будет маркироваться специальными знаками. И в том числе, безусловно, это те меры, которые призваны обеспечить защиту потребительского рынка от контрафактной, фальсифицированной продукции. Роспотребнадзор активно в этой работе участвует (вот как раз на эту тему слайд).
Еще очень важный этап в деле совершенствования государственного контроля и надзора связан с тем обстоятельством, что были внесены изменения в действующее законодательство (в федеральный закон № 294-ФЗ и в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") о возможности в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей использовать механизм контрольной закупки. В настоящее время заканчивается подготовка соответствующих подзаконных актов на эту тему, и мы уже в самое ближайшее время получим дополнительно очень важный инструмент, который, надеемся, опять же позволит нам в несколько новом ключе выявлять и пресекать соответствующие противоправные действия на потребительском рынке.
Мы внесли совсем недавно очередной государственный доклад в области защиты прав потребителей – "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2017 году". Доклад размещен на нашем сайте, я не буду очень подробно останавливаться на его положениях. Как и раньше, мы большой блок в этом докладе посвятили вопросам, связанным с судебной защитой прав потребителей. Это то, что всех волнует, всех интересует, потому что от формирования правоприменительной и судебной практики зависит очень многое.
Отрадно, что Верховный Суд в последнее время очень много внимания уделяет теме защиты прав потребителей. Регулярно издаются соответствующие обзоры, выходят постановления пленума по самым разным аспектам (информация представлена на слайде). В настоящее время еще один такой документ готовится на уровне Верховного Суда.
Если говорить в целом о динамике изменения соответствующей правоприменительной практики (она представлена на слайде), мы констатировали, что в 2016 году, к сожалению, у нас продолжалось снижение общей доли положительных решений, которые принимаются судами, несмотря на все те меры, которые принимаются на уровне Верховного Суда в пользу потребителей. Тем не менее мы констатируем этот очень важный факт – в 2017 году у нас изменилась эта тенденция. Во многом, как мы полагаем, это связано и с той работой, которая была проведена Роспотребнадзором с точки зрения активизации участия наших территориальных органов в судебной защите прав потребителей. И то обстоятельство, что в общей массе присужденных в пользу потребителей денежных средств (по данным Верховного Суда, сумма в 1,3 млрд. рублей была возвращена потребителям) есть определенная доля вклад со стороны Роспотребнадзора, говорит о том, что нам в том числе удалось внести свой вклад в то, чтобы та практика, которая у нас на протяжении последних лет имела негативную тенденцию, все-таки изменилась и общая доля положительных решений начала немножко расти. Мы надеемся, так будет и дальше.
Несколько слайдов – чисто информационные, они касаются того объема работы, которая выполняется нашими специалистами. Мы здесь констатируем, что та практика, которая у нас сложилась, – связанная с предъявлением исков в защиту прав неопределенного круга потребителей, – это предтеча той большой работы, которая, мы надеемся, уже в ближайшее время будет проводиться в случае принятия соответствующего федерального закона, который разрабатывает Минюст. Он предусматривает новый институт судебной защиты – возможность обращаться в органы судебной власти с групповыми исками, содержащими имущественные требования. Это очень важный механизм, который, как нам кажется, позволит совершенно по-новому обеспечить защиту прав потребителей, в массовом порядке, и решать вопросы, которые сегодня, к сожалению, не всегда удается решить в рамках тех правовых механизмов, которые сегодня существуют и закреплены в рамках гражданского процессуального законодательства.
Мы в последнее время повышенное внимание стали уделять защите прав социально уязвимых категорий граждан. Это связано с тем обстоятельством, что и в рамках международного права, в рамках Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей этим вопросам стало уделяться повышенное внимание. Постараемся и впредь акцентироваться на этой работе и уделять ей соответствующее внимание, в том числе и в рамках судебной защиты потребителей, имея в виду, что это наиболее сложная форма защиты прав этой категории граждан.
За неимением времени не буду останавливаться очень подробно на изменении динамики, связанной непосредственно с контрольно-надзорной деятельностью. Об этом можно говорить очень долго, чтобы раскрыть все те аспекты и нюансы, которые имеют место быть, имея в виду и те изменения в законодательстве, которые произошли и во многом повлияли на динамику изменения соответствующих показателей. Тем не менее работа ведется.
И самое главное – что эффективность контрольно-надзорных мероприятий на фоне снижения общего числа проверок имеет тенденцию к росту, что свидетельствует о том, что еще есть чем заниматься надзорным органам на потребительском рынке, потому что, к сожалению, не всегда соблюдаются обязательные требования, которые являются предметом государственного контроля и надзора.
Мы в последнее время стараемся все больше внимания уделять развитию нашего государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей. Есть определенные планы на перспективу по его совершенствованию в рамках в том числе реализации стратегии государственной политики, трансформации его в новый, современный портал для потребителей, который будет использовать все новейшие технологии, иметь мобильное приложение, предусматривать все те формы, которые сегодня все в большей степени становятся востребованными, имея в виду развитие в целом цифровой экономики.
Несколько слов о тех вызовах и рисках, которые сегодня имеют место быть.
Первое. Да, это цифровая экономика, электронная коммерция, которая активно развивается. И то обстоятельство, что это единственная сфера, где мы констатируем рост числа соответствующих обращений с точки зрения соотношения динамики к общему росту потребительского рынка по отдельным сегментам, лишний раз говорит о том, что здесь проблемы остаются и требуют повышенного внимания. Все это происходит на фоне роста российского рынка интернет-торговли, и все мы пониманием, что риски здесь также будут пропорционально расти.
Отдельная тема – трансграничная торговля. Поиск механизмов решения проблем в этой сфере, которые волнуют потребителей, – это общая проблема, которая сегодня есть в том числе у наших коллег и на международной арене. Мы ее обсуждаем в самых разных форматах и надеемся, что придем к пониманию того, как эти вопросы оптимально решить.
Один шаг уже сделан – это законопроект о так называемых агрегаторах, который готовится сегодня ко второму чтению. Мы с ним связываем определенные надежды на то, что мы закроем тот блок вопросов, которые сегодня диктуются появлением на рынке потребительских товаров и услуг принципиально новых субъектов потребительских правоотношений. Это обстоятельство, как нам кажется, позволит выработать механизмы правовой защиты потребителей, которые все больше сегодня обращаются к таким площадкам для приобретения соответствующих товаров и услуг.
Я не буду подробно останавливаться. Еще раз констатирую, что онлайн-торговля – это, безусловно, тот приоритет, который сегодня мы для себя определяем. И диктуется он в том числе и той работой, которая будет выполняться в рамках реализации программы цифровой экономики и указа Президента от 9 мая прошлого года, который направлен на развитие информационного общества в Российской Федерации.
Отдельные риски представлены на слайде. Это и защищенность денежных средств при соответствующих транзакциях, и возможность опять же урегулирования споров. Работа в этой части тоже ведется, есть проект концепции соответствующего федерального закона о создании онлайн-платформ по урегулированию споров с участием потребителей. Мы тоже с этим связываем определенные надежды. Это позволит сформировать новую площадку, альтернативную площадку для разрешения споров в досудебном порядке. И мы тоже возлагаем надежды на то, что данная концепция в конечном итоге трансформируется в проект соответствующего закона, который в конечном итоге будет принят.
О международном сотрудничестве не буду говорить, хотя, безусловно, это очень важный сегмент работы. Мы принимаем активное участие в работе на площадке ЮНКТАД Организации Объединенных Наций двух рабочих групп, которые, что важно, были созданы по инициативе Российской Федерации, – как раз по цифровой экономике и по защите прав социально уязвимых категорий граждан. И уже совсем скоро будет очередное заседание межправительственной группы экспертов, где мы будем слушать отчеты этих рабочих групп.
Сегодня целый ряд новых рисков мы видим и оцениваем на потребительском рынке. Они диктуются в том числе новыми технологиями. Сегодня у всех на устах блокчейн, биткойн. Трансформируется рынок финансовых услуг, появляются новые услуги взамен старых. Уже сегодня практически на смену договору банковского вклада приходят иные формы, в том числе которые эксплуатируются профессиональными участниками рынка в ущерб потребителям. Мы сталкиваемся сегодня с подменой понятий – гражданам вместо интересующего их договора банковского вклада предлагается заключить договор инвестиционного страхования жизни (и такие договоры заключаются), где на совершенно иных условиях и в соответствии с иными принципам решаются вопросы, связанные с защищенностью потребителей. Мы все это отмечаем и видим, что действительно тут есть чем заниматься с точки зрения совершенствования правового регулирования.
Тема с микрозаймами недавно тоже обсуждалась, и на площадке Совета Федерации в том числе. Известная проблематика. Есть соответствующие законодательные инициативы, в том числе у Минфина, у Центрального банка. Мы надеемся, что общими усилиями мы тут тоже наведем соответствующий порядок и, самое главное, исключим серый рынок кредитования как наиболее рискоемкий для потребителей.
И еще одна важная тема в заключение – тема защиты детей как потребителей. Недавно на эту тему был отдельный "круглый стол" – конференция в рамках G20 в Аргентине.
Мы были одними из инициаторов в том числе и этого вопроса как части обеспечения и поиска эффективных мер защиты социально уязвимых категорий граждан. Сегодня дети все активнее становятся пользователями цифрового контента и стимулируют родителей к соответствующим сделкам и покупкам, в том числе зачастую причиняющим очевидный либо косвенный вред и жизни, и психике детей. И, безусловно, это очень важное новое направление, которое требует еще соответствующего осмысления и поиска тех механизмов правового регулирования, которые сегодня нужны.
Я постарался очень коротко остановиться на основных моментах. Скажу лишь, что действительно, как сегодня уже прозвучало, в рамках исполнения перечня поручений Президента, который касается регионального уровня национальной системы защиты прав потребителей, сделано было многое. К сожалению (и это достаточно странно), далеко не все субъекты Российской Федерации приняли в установленный срок – до 1 мая этого года – соответствующие региональные программы по защите прав потребителей. Мы на это обратили внимание в нашем государственном докладе, и в очередном докладе за 2018 год мы отдельно, безусловно, сделаем серьезный анализ того, что было принято, как было принято, потому что, к сожалению, многие программы принимаются без соответствующего финансирования.
Мы видим, что не учитываются интересы общественных организаций потребителей, не обеспечивается должный уровень их правовой защиты. Понятно, что комплекс мероприятий, не подкрепленный соответствующим финансовым обеспечением, зачастую не будет иметь того эффекта, которого бы всем нам хотелось. И в этом плане я хотел бы сказать, что те пожелания Роспотребнадзору, которые содержатся в проекте рекомендаций, мы поддерживаем, потому что это все те вопросы, которые мы и так, безусловно, отразили бы, в том числе в государственном докладе. И, безусловно, нужно проанализировать практику создания соответствующих координирующих органов и региональных программ, для того чтобы лучшие практики потом тиражировать и, соответственно, чтобы все остальные субъекты Российской Федерации могли на них равняться.
У меня все. Спасибо за внимание.
В.С. ТИМЧЕНКО
М.Н. БАКЛУШИНСКИЙ
В.С. ТИМЧЕНКО
М.Н. БАКЛУШИНСКИЙ
О.В. ПРУСАКОВ
В.С. ТИМЧЕНКО
М.Н. БАКЛУШИНСКИЙ
О.В. ПРУСАКОВ
В.С. ТИМЧЕНКО
Е.В. ПЕТРУШИНА
В.С. ТИМЧЕНКО
Е.В. ПЕТРУШИНА
В.С. ТИМЧЕНКО
Е.В. ПЕТРУШИНА
В.С. ТИМЧЕНКО
Е.В. ПЕТРУШИНА