Разберемся в терминах

© Ирина Соколова,
руководитель аналитического управления
 
Объединения потребителей России 

Потребитель - кто он? Что такое "товар"? Что считать услугой или работой? Какой недостаток считается существенным?  Чем отличается срок службы от срока годности? Давайте разберемся ...

Законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям, участниками которых являются потребители и организации (индивидуальные предприниматели).

В этих отношениях потребитель – это обязательно физическое лицо (гражданин), который только имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги), уже приобретает или уже использует приобретенные ранее товары (работы, услуги). При этом приобретать и использовать товары (работы, услуги) потребитель должен исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Итак, потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Другая сторона этих отношений – юридическое лицо (организация) либо индивидуальный предприниматель, которые могут выступать в роли продавца, изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации, импортера.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров потребителям по договору купли-продажи.

Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (далее по тексту настоящего издания - уполномоченная организация).

Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Товар, работа, услуга

Под товаром понимается  вещь (вещи), определенная либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенная для продажи или иного введения в гражданский оборот. Продукты питания, лекарства, автомобили, мебель и т.п. – все это  является товаром.

Работа - это действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе.

Услугой принято считать  действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.  Виды услуг бывают разными: услуги общественного питания, услуги бытового обслуживания, финансовые услуги, туристические услуги и т.п.

Недостатки товара (работы, услуги)

Недостатком товара (работы, услуги) признается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Недостаток товара (работы, услуги) считают неустранимым, если он не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов – это недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

Недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени – это недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.

Недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно. Под этим термином понимаются различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Под недостатком, который проявляется вновь после его устранения, понимается недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Срок службы 

Срок службы – это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки.

Срок службы товара исчисляется со дня его передачи потребителю, а если день передачи установить невозможно,  -  со дня изготовления товара.

Срок службы товара может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения,  исходя из функционального назначения товара).

Изготовитель обязан установить срок службы товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. В перечень таких товаров, утвержденный постановлением  Правительства Российской Федерации, входят: игрушки; коляски и велосипеды детские; приборы и аппараты медицинские; диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая   вычислительная и множительная техника и другие товары.

Законодатель предоставил изготовителю право самостоятельно принимать решение об установлении срока службы на товары длительного использования, которые не включены в указанный перечень.

Однако, если на товар срок службы не установлен, то за вред, причиненный вследствие недостатков товара длительного пользования, и за наличие в товаре существенных недостатков, изготовитель   несет ответственность  в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно - с даты изготовления товара.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение всего его срока службы. Для этого он должен обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а, следовательно,  обеспечить выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в объеме и ассортименте, необходимом для ремонта и технического обслуживания товара в течение срока производства товара, а после снятия его с производства - в течение срока службы. Если такой срок отсутствует, то в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Срок годности

Срок годности – это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению или дата, до наступления которой товар пригоден к использованию. Начало срока годности товара исчисляется со дня его изготовления.

Изготовитель продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобные товаров обязан устанавливать на них срок годности.

Не допускается продажа товара, на который изготовитель должен быть установить срок годности, но не сделал этого.
Продажа товара после окончания установленного на него срока годности запрещается.

Гарантийный срок

Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка продавец (изготовитель, исполнитель,  уполномоченная организация, импортер) обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона.

Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, в случае если такой срок не установлен изготовителем.
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, этот срок должен исчисляться со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды, меховых изделий и прочих) сроки гарантии исчисляются с даты начала соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из их климатических условий.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю.
Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, товар нуждается в специальной установке, подключении  и сборке, или в нем имеются недостатки), гарантийный срок начинается после устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Гарантийные сроки, установленные на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар. Такие сроки считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. Если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

Дополнительное обязательство изготовителя (продавца) в отношении недостатков товара

Изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока.

Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

Продавец также вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем.  Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действия дополнительного обязательства, отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Изготовитель (продавец) несет ответственность за недостатки товара, которые обнаружены после окончания срока действия такого обязательства, но для этого  потребителю необходимо  доказать, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.


Термины и понятия приведены в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" и разъяснениями Верховного Суда РФ (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17  “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”)


simvol_59.jpg
Вместе с этой статье еще читают:


Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus