Обман на миллион

Новые известия, 19 Марта 2013, Диана Eвдокимова, Дарья Алексеева

Новый закон облегчит кошельки недобросовестных продавцов

Сегодня Государственная дума рассмотрит в первом чтении законопроект, значительно увеличивающий штрафы за нарушения прав потребителей. За обсчет, обвес или продажу просроченного товара продавцы магазинов заплатят до 10 тыс. рублей, а предприниматели, торгующие на рынках, – до 100 тыс. рублей. Защитники прав потребителей и предпринимателей закон поддерживают, но сомневаются, что штрафы должны быть настолько большими.

Документ предлагает изменить пять статей Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Увеличиваются штрафы за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг плохого качества или с нарушением закона. Например, за сбыт покупателю прокисшего молока под видом свежего продавцы заплатят от 7 до 10 тыс. рублей (в действующем законодательстве – от 3 до 10 тыс. рублей), торгующие на рынках предприниматели без образования юридического лица – от 50 до 100 тыс. рублей (сейчас от 10 до 20 тыс. рублей), а юридические лица – от 100 до 300 тысяч (сейчас от 20 до 30 тыс. рублей). За повторное нарушение штрафы увеличиваются: от 20 до 50 тыс. рублей с продавцов, от 150 до 300 тыс. рублей с предпринимателей без образования юридического лица и от 350 до 500 тыс. рублей с юридических лиц.

Повысят штрафы и за отсутствие информации об изготовителе товаров – с продавцов до 7–10 тыс. рублей (сегодня от 3 до 4 тыс. рублей), с индивидуальных предпринимателей – от 50 до 100 тыс. рублей, а с юридических лица – от 100 до 300 тыс. рублей (сегодня для тех и других штрафы составляют от 30 до 40 тыс. рублей). В 7–15 раз увеличивается штраф за обвес или обсчет потребителей: до 7–10 тыс. рублей с продавцов вместо 1–2 тыс. рублей, до 50–100 тыс. рублей с индивидуальных предпринимателей и до 100–300 тыс. рублей с юридических лиц вместо 10–20 тыс. рублей. Повторный обман обойдется продавцам в 20–50 тыс. рублей, предпринимателям в 300–500 тыс. рублей и юрлицам в сумму от 500 тыс. до миллиона рублей. Помимо этого организации будет грозить приостановка деятельности на месяц.

Штрафовать как за повторный обман будут за заключение с потребителем договора, ущемляющего его права, что нередко случается в банковской сфере при выдаче кредита. Законопроект в 10–30 раз увеличивает штрафы и за не предоставление потребителю законных льгот и преимуществ, и за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

По мнению автора законопроекта Виктора Звагельского, сейчас предпринимателю выгодней оплатить штраф, чем устранить нарушения. «С момента принятия КоАП инфляционная составляющая выросла более чем в 20 раз. Штрафы смешные. Мы на администрирование проверок тратим в десятки раз больше. Огромный аппарат сотрудников занимается выявлением нарушений, а наказания – от 1 до 2 тыс. рублей», – объясняет «НИ» депутат. По его словам, «при всей жесткой шкале предложенных мною штрафов мы еще очень далеки от других стран, где обман потребителя и умышленное введение его в заблуждение – это не только громадные штрафы, но и угроза существованию компании, потому что одни судебные иски стоят несколько миллионов».

На вопрос о том, насколько реально будет наказать нарушителей, г-н Звагельский ответил: «И сейчас реально, и наказывают очень много, но выявление нарушений стоит дороже. Потребитель не идет жаловаться, зная, что штрафы не велики. Когда же они будут до 300 тысяч, а при повторном нарушении будет приостанавливаться деятельность, то мы добьемся иного эффекта». Депутат считает, что в сфере услуг права потребителей часто нарушают организации ЖКХ, туристические компании и банки.

Увеличение штрафов необходимо, но суммы до абсурда доходить не должны, полагает в беседе с «НИ» юрист «Московского общества защиты потребителей» Людмила Трифонова: «Может, штрафы должны быть чуть поменьше, но дисциплинировать нужно». Сопредседатель союза потребителей России Анатолий Голов заявил «НИ», что законопроект поддерживает: «С увеличением штрафов мы полностью искореним нарушения прав». Закон поддерживает и вице-президент «Общества потребителей автотехники России» Антон Недзвецкий: «Действующие штрафы просто смешные. Сейчас в магазинах часто умышленно указывают на прилавке одну цену, а пробивают по другой, якобы забыли поменять. За это надо строже наказывать».

Бизнесмены законопроект также поддерживают. Член президиума общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей России» Александр Толстых заявил «НИ», что делать торговлю цивилизованной необходимо: «Недобросовестные компании не должны присутствовать на рынке либо должны в полной мере нести ответственность. Многие проблемы, связанные с развитием различных отраслей российского рынка, сопряжены с несовершенством законодательства в сфере защиты прав потребителей. У нас зачастую посмеиваются над теми ситуациями, которые за рубежом могли бы привести к полному разорению фирмы». Однако г-н Толстых допускает, что представители малого и среднего бизнеса могут «попасть под раздачу» из-за чиновников, которые захотят заработать на больших штрафах: «Защита в этом случае – предание таких ситуаций огласке и общественный контроль».
Добавить в закладки
ВОПРОС ЮРИСТУ
Юридическая консультация онлайн
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ
Объединение потребителей России в ФейсбукОбъединение потребителей России нв канале ЯндексДзенГруппа ОПР в ФейсбукеОбъединение потребителей России в ВКонтакте

 
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика


Система Orphus