Соцнормы: благо или головная боль

Своим мнением о введении социальных норм на электроэнергию делятся эксперты: Иван Грачев, председатель Комитета Госдумы по энергетике, Андрей Чибис, исполнительный директор НП ЖКХ "Развитие", Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Института экономики города.


Иван Грачев, председатель Комитета Госдумы по энергетике: 

foto_Grachev_.jpgСоциальные нормы крайне невыгодны для населения

По его мнению, говорится в сообщении комитета, «в условиях сегодняшней России эта мера ударит по российской демографии, т.к. в первую очередь она коснется многодетных семей».

«Многие думают, что на каждого члена семьи будет приходиться по 50 киловатт-часов, и успокаиваются, — говорит он. – Будь это так в действительности – не стоило бить тревогу». «Всем вдалбливается цифра в 50 (или 70) кВт-ч в месяц. И часто замалчивается, что по специальной методике, предложенной регионам Министерством энергетики, данная величина относится только к двум членам семьи. Что уже третьему члену семьи предложено будет не 50 или 70, а всего лишь 20 киловатт-часов. К тому же, если в семье больше пяти человек, то начиная с шестого, вообще ничего не добавляется, ни одного киловатта!», — возмущен Грачев.

«И как тут быть многодетным семьям, и тем семьям, которые выполняют до конца свой долг перед родителями? По указанным нормам, детей и стариков просто автоматически сбрасывают с энергетического пайка…», — отмечает он.

«Прибавьте сюда еще и обязанность жильцов платить с 2014 года по счетчику за тепло, хотя потери тепловой энергии в основном происходят в сетевых трубах, — подчеркивает глава комитета. — Новация правительственных либералов спровоцирует изменения, которые вряд ли заранее глубоко ими просчитаны. Ведь не следует также забывать и о намерении правительства ввести в ближайшее время социальные нормы на питьевую воду…»

«Трудно представить, как на столь неблагоприятном фоне будет выполняться обещанное президентом сдерживание тарифов ЖКХ на уровне 6%. Видимо, совсем не случайно названная цифра не закреплена на законодательном уровне. Закон обойти было бы трудно, а вот устное президентское обещание – с помощью различных уловок, обходится очень легко…», — уверен депутат, добавляя, что «в России сейчас большая часть семей едва сводят концы с концами». «В связи с этим, введение социальных норм вызывает аналогию с карточной системой. Сегодня самое время вспомнить, что в СССР карточки отменили через два года после кровопролитной войны. И что не было никакого потока нефтедолларов, и необходимо было так же поднимать промышленность из руин…», — заключает Иван Грачев.

Источник "РФ-сегодня"


Андрей Чибис, исполнительный директор НП ЖКХ "Развитие":

foto_chibis.jpgСогласно постановлению правительства жители будут платить за электрическую энергию в пределах соцнормы по ценам ниже, чем бы они платили без ее введения.

Предполагается, что и у каждого отдельного потребителя появится желание стимулировать проведение ремонтных работ в собственной квартире и в многоквартирном доме. Согласитесь, если у меня в подъезде или в квартире есть протечки, я, конечно же, постараюсь добиться их скорейшего устранения, чтобы в конце месяца не получить платежку за коммунальные услуги с космическими суммами!

Я также убежден, что введение социальной нормы позволит сохранить на приемлемом уровне расходы по оплате воды для малообеспеченных слоев населения, и в то же время обеспечит оплату сверхпотребления по повышенному тарифу. Социальную защиту получат все нуждающиеся в этом граждане.

Те, кто сознательно не устанавливает приборы учета или не передает показания счетчика, будут платить больше остальных. Вдобавок к установленному нормативу в этом случае предполагается применять повышающий коэффициент при расчетах за коммунальные услуги. При этом стимул для установления прибора учета получается двойной.

С одной стороны, за "неустановку" счетчика к потребителю применяется повышающий коэффициент, и ему приходится платить больше остальных за то же количество воды, с другой стороны, после установления счетчика платить можно будет согласно социальной норме.

Каким будет размер соцнормы по воде, пока сказать сложно. Проект постановления находится в разработке. Идет широкое экспертное обсуждение, в том числе с представителями ресурсоснабжающих организаций, органов исполнительной власти субъектов. Еще раз подчеркну, что в настоящий момент формируется концепция проекта, то, каким образом будет высчитываться социальная норма. Основные коррективы могут быть внесены после подведения итогов внедрения социальной нормы на электроэнергию в "пилотных" регионах.

Источник: "Российская газета"


Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Института экономики города:

Gordeev.jpg
Коммунальщикам либо придется ходить по квартирам, причем каждый месяц в одно и то же время, чтобы не было разницы в сроках снятия показаний, либо внедрять системы дистанционного сбора этих сведений. И то и другое связано с большими издержками.

Недавно в правила предоставления коммунальных услуг внесли изменения, которые снимают с населения обязанность каждый месяц предоставлять сведения об объемах потребления коммунальных ресурсов. При этом, чтобы начислять платежи по социальной норме, нужно каждый месяц не просто снимать показания, а еще и разделять, сколько света или воды человек потратил в пределах нормы и сколько сверху. Здесь и возникает проблема.

Если электросчетчики в большинстве домов стоят на площадках, и представителям энергоснабжающих организаций, чтобы снять показания, не надо входить в квартиры, то домов, где бы приборы учета воды были установлены за пределами квартиры, я, например, не знаю. Если они и есть, то это единичные случаи. Получается, коммунальщикам либо придется ходить по квартирам, причем каждый месяц в одно и то же время, чтобы не было разницы в сроках снятия показаний, либо внедрять системы дистанционного сбора этих сведений. И то и другое связано с большими издержками. Эти расходы "съедят" деньги, которые будут получены в качестве платы за, так называемое, сверхнормативное потребление. В итоге эффект от перехода на соцнормы сведется к нулю.

Есть старый советский подход, который сводится к тому, что тарифы на комуслуги для населения не должны быть высокими. Но если мы хотим пить нормальную качественную воду, нужно приводить в порядок инфраструктуру. Для этого требуются деньги. Их может дать либо бюджет, но муниципалитеты, которые, строго говоря, отвечают за состояние коммунальных объектов, на 90 процентов едва сводят концы с концами. Второй вариант - установить адекватные тарифы.

Для людей, которые платят за воду по счетчику, это будет стимулом экономить. То есть задача бережного отношения к ресурсам, о которой столько говорят, будет решена. Граждане, которым платежи окажутся не по карману, будет оказываться адресная поддержка от государства. Для этого потребуется усовершенствовать порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Сейчас из-за массы существующих ограничений, в том числе, связанных со стандартами, которые принимают субъекты Федерации, субсидии выплачиваются около 10 процентам домохозяйств. На самом деле помощь надо оказывать гораздо большему количеству. Как минимум, 20-30 процентам.

Кстати, говоря о перспективах введения соцнорм на воду, нужно учитывать, что если счетчики электроэнергии в России установлены практически во всех домах и квартирах, то с приборами учета воды ситуация гораздо хуже. В лучшем случае, показатель едва дотягивает до 50 процентов. Срок, до которого нужно было установить счетчики, прошел, но, так как никаких административных санкций за нарушение этого требования не предусмотрено, граждане особо не торопятся.

Источник: "Российская газета"


Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus